Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июня 2004 г. N А44-56/04-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Троицкой Н.В.,
рассмотрев 08.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.02.04 по делу N А44-56/04-С15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Шимское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Новгородской области (далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения о возврате налогоплательщику 77 013 руб. 68 коп. излишне уплаченного за 2000-2001 годы налога с владельцев транспортных средств, и об обязании налогового органа возвратить названную сумму налога.
Общество в судебном заседании дополнило ранее заявленные требования и просило признать незаконным решение Инспекции от 27.10.03 N 2.6-07/121 в части доначисления 77 013 руб. 68 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2000-2001 годы.
Решением суда от 26.02.04 заявленные Обществом требования удовлетворены частично, решение налогового органа от 27.10.03 N 2.6-07/121 признано незаконным, суд обязал Инспекцию возвратить налогоплательщику 73 456 руб. 50 коп. излишне уплаченного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано на основании пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 26.02.04 в части удовлетворения заявленных требований Общества о возврате 73 456 руб. 50 коп. налога с владельцев транспортных средств. По мнению подателя жалобы, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О не предусмотрен иной порядок вступления этого определения в силу и особенности его исполнения, а следовательно, действует общий порядок, установленный статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Согласно названной норме решение Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе принимаемое в форме определения, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Таким образом, признанные неконституционными положения Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О фондах") и основанные на них положения Областного закона Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" (далее - Закон Новгородской области) не могут применяться только с момента вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-0.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган измененные расчеты по налогу с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 годы, согласно которым налогоплательщик излишне перечислил 152 382 руб. 68 коп. этого налога. В заявлении от 01.08.03 Общество просило налоговый орган возвратить ему на расчетный счет названную сумму налога.
В ходе камеральной проверки измененных расчетов Инспекция признала правомерным возврат налогоплательщику из бюджета 75 369 руб. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год. Вместе с тем налоговый орган начислил 3 557 руб. 18 коп. этого налога за 2000 год и 73 456 руб. 50 коп. за 2001 год в связи с отсутствием оснований для их перерасчета, о чем уведомил Общество в письме от 13.10.03 N 2.6/6486.
Решением от 27.10.03 N 2.6-07/121 Инспекция на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказала в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. В пункте 2 названного решения налоговый орган предложил Обществу уплатить 77 013 руб. 68 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2000-2001 годы и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал на то, что с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О фондах", предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном Законе, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению. Вместе с тем суд, отказал налогоплательщику в возврате 3 557 руб. 18 коп. налога за 2000 год на основании пункта 8 статьи 78 НК РФ, которым установлен трехлетний срок по возврату излишне уплаченного налога.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
В пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Новгородской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30 01.01.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона "О фондах" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению судами и налоговыми органами.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 26.02.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.02.04 по делу N А44-56/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2004 г. N А44-56/04-С15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника