Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2004 г. N А56-3657/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Викинг-Лес" Советникова М.Л. (доверенность от 12.01.2004 N 1), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Демидовой Е.И. (доверенность от 08.09.2003 N 14(03)-08/10933),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2004 по делу N А56-3657/04 (судья Левченко Ю.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Викинг-Лес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным подпункта "а" пункта 2.1 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 30.12.2003 N 15063 о доначислении 105 524 руб. налога на добавленную стоимость, неправомерно предъявленного Обществом к возмещению из бюджета и возмещенного в 2000-2002 годах.
Решением суда от 19.02.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, представленные налогоплательщиком счета-фактуры оформлены с нарушением установленного порядка, а потому не могут являться основанием для принятия предъявленных продавцами сумм налога к вычету.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в сентябре-ноябре 2003 года провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты Обществом налогов за период с 14.01.2000 по 01.07.2003, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе неправомерное предъявление к возмещению из бюджета 105 524 руб. налога на добавленную стоимость по декларациям по экспортным операциям.
Признавая неправомерным предъявление Обществом спорной суммы налога к возмещению из бюджета, налоговый орган исходил из того, что проведенными встречными проверками поставщиков Общества не подтвержден факт перечисления ими в бюджет полученных от Общества при расчетах за товары (работы, услуги) сумм налога; отдельные счета-фактуры составлены с нарушением установленных требований к их оформлению, что препятствует реализации налогоплательщиком предоставленного права на налоговые вычеты и возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных поставщикам;
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 30.12.2003 N 15063, в том числе о доначислении 105 524 руб. налога на добавленную стоимость.
Общество, считая решение налоговой инспекции в указанной части незаконным, обжаловало его в арбитражном суде. В поданном в суд заявлении налогоплательщик ссылался на то, что налоговым законодательством право добросовестного налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), не поставлено в зависимость от исполнения последними обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость; недобросовестность Общества налоговым органом не доказана; нарушения в оформлении счетов-фактур, выявленные налоговым, не могут служить основанием для отказа в праве на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам; налоговый орган необоснованно распространяет действие нормы пункта 2 статьи 169 НК РФ, предусматривающей последствия несоблюдения порядка оформления счетов-фактур на 2000 год; при вынесении решения налоговым органом грубо нарушены требования статьи 101 НК РФ: довод о нарушениях в оформлении счетов-фактур ООО "ПСО "Леноблагрострой-Волхов" выдвинут по окончании проверки, в акте проверки эти нарушения не отражены, материалы встречных проверок Обществу для ознакомления и представления объяснений не представлялись. Восполнение дефектов проверки посредством указания в решении новых обстоятельств совершенного налогового правонарушения свидетельствуют, по мнению заявителя, о нарушении налоговым органом положений пункта 2 статьи 101 и статьи 87 НК РФ.
Суд подтвердил законность требования налогоплательщика, и кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего в 2000 году, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
В пункте 6 статьи 7 названного Закона указано на обязанность плательщиков налога на добавленную стоимость по реализуемым товарам (работам, услугам), оформлять счета-фактуры в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, однако последствия ненадлежащего оформления счетов-фактур, аналогичные установленным пунктом 2 статьи 169 НК РФ, Закон о налоге на добавленную стоимость не содержал.
Согласно статье 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2001, налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 3 статьи 146 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпунктами 1-3 пункта 3 статьи 146 " следует читать "подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146"
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из пункта 1 статьи 169, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно требованиям статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В пункте 2 этой статьи указано, что счета-фактуры, составленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Оценив имеющиеся в деле документы, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогоплательщика документов, подтверждающих право на вычет спорной суммы налога, уплаченной поставщикам товаров (работ, услуг).
Этот вывод суда подтверждается материалами дела и, исходя из полномочий, предоставленных суду кассационной инстанции статьей 286 АПК РФ, не подлежит переоценке этим судом.
Доводы, изложенные налоговой инспекцией в кассационной жалобе на могут основанием для отмены принятого судом решения.
Неуплата налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиками Общества не может служить основанием для отказа в возмещении налога добросовестному налогоплательщику, поскольку налоговым законодательством Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не обусловлено фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями продукции, не установлена и обязанность налогоплательщика подтверждать эти обстоятельства при предъявлении уплаченных сумм налога на добавленную стоимость к возмещению.
В определении от 16.10.2003 N 329-О, принятом Конституционным Судом Российской Федерации по заявлению о проверке конституционности положений абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому, по мнению заявителя, этой норме сложившейся правоприменительной практикой, допускается возможность применения добросовестным налогоплательщиком налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при условии исполнения всеми предшествующими поставщиками товара на территории Российской Федерации обязанности по перечислению суммы налога в бюджет, Конституционный Суд Российской Федерации высказал свою правовую позицию по этому вопросу.
Конституционный Суд Российской Федерации признал, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Доказательств недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов, налоговым органом не доказано и судом при исследовании фактических обстоятельств конкретного дела не установлено.
Обществом заключены договоры с ООО "ПСО "Леноблагрострой-Волхов" и ООО "Балтика-Эксперт" на поставку товарно-материальных ценностей, связанных с реализацией товаров на экспорт. Названными организациями на реализованные товары оформлены счета-фактуры с выделенными в них суммами налога на добавленную стоимость и выставлены платежные документы, которые оплачены Обществом следующим образом: первому из названных поставщиков - путем перечисления денежных средств на счета третьих лиц в соответствии с указанием поставщика, второму - путем внесения наличных денежных средств в кассу продавца.
При оплате товара, включая налог на добавленную стоимость, по указанию поставщика-организации третьим лицам налогоплательщик считается исполнившим обязательства именно перед этим поставщиком. Поэтому покупатель после оплаты поставщику товара (в том числе путем перечисления денежных средств третьим лицам) вправе предъявить к вычету сумму налога на добавленную стоимость, указанную в выставленной поставщиком счет-фактуре.
Следовательно, для предъявления к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного в такой счет-фактуре не имеет значения правовой статус третьих лиц - получателей денежных средств, причитающихся поставщику.
Кассационная инстанция отклоняет и ссылки налогового органа на нарушения, допущенные при оформлении счетов-фактур, а именно: несоответствие адреса поставщика адресу, указанному в учредительных документах; неправильное указание ИНН в счет-фактуре от 29.10.2000; выявление при визуальном рассмотрении различий в подписях руководителя в счетах-фактурах от его подписи на учредительных документах; отсутствие подписи главного бухгалтера в счет фактуре от 31.10.2000 года.
Что касается недостатков в оформлении счетов-фактур, выставленных Обществу ООО "ПСО "Леноблагрострой-Волхов" в 2000 году, то пунктом 6 статьи 7 названного Закона о налоге на добавленную стоимость была предусмотрена обязанность плательщиков налога на добавленную стоимость с 01.01.2000 оформлять по реализуемым товарам (работам, услугам) счета-фактуры в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Однако негативные последствия в виде отсутствия права на вычет налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, оформленным с нарушением порядка, установленного Правительством РФ, аналогичные установленным пунктом 2 статьи 169 НК РФ, Законом о налоге на добавленную стоимость или иными нормами законодательства о налогах и сборах, действовавшими в 2000 году предусмотрены не были.
Кроме того, законодательством о налоге на добавленную стоимость, действовавшим как в 2000, так и в 2001 году, не предусмотрена обязанность налогоплательщика проверять достоверность данных, указанных поставщиком в счете-фактуре. При формальном наличии в счете-фактуре всех необходимых реквизитов (после 01.01.2001 - перечисленных в статье 169 НК РФ) и отсутствия доказательств недобросовестности налогоплательщика, у налоговой инспекции отсутствуют основания для предъявления к нему претензий и признания неправомерным предъявление им к вычету сумм налога, указанных в счетах-фактурах.
Нарушение, допущенное, по мнению налогового органа, ООО "ПСО "Леноблагрострой-Волхов" при оформлении ряда счет-фактур в 2001 году и состоящее в расхождениях при визуальном рассмотрении в подписях руководителя в счетах-фактурах от его подписи на учредительных документах, обоснованно отклонено судом первой инстанции со ссылкой на непредставление налоговым органом бесспорных доказательств принадлежности имеющихся в счетах-фактурах подписей иному лицу, не являющемуся руководителем ООО "ПСО "Леноблагрострой-Волхов".
Кассационная инстанция считает этот вывод суда соответствующим материалам дела.
Учитывая изложенное, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2004 по делу N А56-3657/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. N А56-3657/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника