Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июня 2004 г. N А56-14039/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных" Степаненко Л.С. (доверенность от 05.03.2004), Цыгира К.О. (доверенность от 06.01.2004),
рассмотрев 17.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных Россельхозакадемии" на решение от 11.12.2003 (судья Масенкова И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 11.03.2004 (судьи Исаева И.А., Сергиенко А.Н., Алексеев С.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14039/03,
установил:
Государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных Россельхозакадемии" (далее - институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 21.03.2003 N 302021, требований от 19.03.2003 N 02000880 и N 02000885 об уплате налога, пеней и налоговых санкций.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель изменил предмет требования и просил признать перечисленные ненормативные акты налогового органа недействительными в части доначисления 108 718 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 43 729 руб. пеней и 21 744 руб. штрафа за неуплату НДС.
Решением суда от 11.12.2003 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2004 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе институт, ссылаясь на неправильное применение судом норм бюджетного законодательства, статей 39 и 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить судебные акты и заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель института поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель налоговой инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку института по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, о чем составила акт от 26.02.2003 N 702-34/21.
В ходе проверки налоговая инспекция выявила неуплату НДС с сумм арендной платы, полученной от сдачи в аренду федерального имущества, переданного в собственность Российской академии сельскохозяйственных наук пунктом 3 Указа Президента Российской федерации от 30.01.92 N 84.
Рассмотрев разногласия заявителя и материалы проверки, налоговая инспекция вынесла решение от 21.03.2003 N 302021. Данным решением по этому эпизоду институт привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде 21 744 руб. штрафа и ему предложено уплатить 108 718 руб. налога и 43 729 руб. пеней.
На основании вынесенного решения заявителю направлены требования от 19.03.2003 NN 02000885 и 02000880 об уплате налога, пеней и штрафа.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходили из того, что в силу пункта 3 статьи 161 и пункта 2 статьи 146 НК РФ институт не является лицом, освобожденным от обязанности по уплате НДС.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда являются ошибочными.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О Федеральном бюджете на 2001 год" доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям Министерства обороны Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций.
Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 516 "О реализации статьи 21 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2001 год" в целях реализации статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что в 2001 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям Министерства обороны Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 689.
Согласно этому порядку учета арендная плата за пользование закрепленным за организациями находящимся в федеральной собственности недвижимым имуществом перечисляется арендаторами посредством платежных поручений с указанием лицевого счета арендодателя на доходные счета, открытые на балансовом счете 40102 "Доходы федерального бюджета", по месту нахождения организаций с указанием следующих кодов доходов: группа 2000000 "Неналоговые доходы", подгруппа 2010000 "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности", статья 2010200 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности", подстатьи соответственно: 2010205 "Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за научными организациями", 2010206 "Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за образовательными учреждениями", 2010207 "Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения", 2010208 "Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными учреждениями культуры и искусства".
Арендная плата учитывается в полном объеме в доходах федерального бюджета на доходных счетах в территориальных органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по месту открытия лицевых счетов организаций.
При этом действовало письмо Минфина Российской Федерации от 10.09.99 N 3-12-5/69 "Об отражении в учете и отчетности об исполнении федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом", согласно которому научная организация, образовательное учреждение, учреждение здравоохранения, государственный музей, государственное учреждение культуры и искусства, состоящее на федеральном бюджете и финансируемое на основании сметы расходов (далее организация), представляет в орган федерального казначейства по месту своего нахождения подлинник заключенного с арендатором в установленном порядке договора на передачу в аренду закрепленного за этой организацией недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, и один экземпляр копии договора, заверенный подписями руководителя и главного бухгалтера организации и оттиском ее печати. После сличения с копией подлинник договора возвращается организации. Перечисление в доход федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом (далее арендная плата) осуществляется арендаторами в соответствии с заключенными договорами платежными поручениями 0401060 на счета по учету доходов федерального бюджета 40102 "Доходы федерального бюджета", открытые органам федерального казначейства по месту открытия организациям-арендодателям лицевых счетов для учета операций по дополнительному финансированию.
Арендаторы в платежных поручениях на перечисление средств в доход федерального бюджета в поле "Назначение платежа" указывают: коды доходов бюджетов Российской Федерации, "Арендная плата", период, за который она уплачивается, наименование организации-арендодателя, номер ее лицевого счета, открытого для учета операций по дополнительному финансированию, номер и дату заключенного договора, в соответствии с которым перечисляется арендная плата.
Сумма арендной платы, определенная в договорах аренды между организацией-арендодателем и арендатором, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов от суммы арендной платы. Сумму налога на добавленную стоимость арендатор самостоятельно перечисляет в доход бюджета в установленном порядке отдельным платежным поручением. Организации обязаны уведомить арендаторов о номере лицевого счета и порядке заполнения платежного поручения на перечисление в доход бюджета арендной платы и налога на добавленную стоимость.
Из изложенного следует, что в 2001 году по договорам аренды федерального имущества, арендодателями по которым выступали научные организации, налог на добавленную стоимость перечисляли в бюджет арендаторы этого имущества.
Налоговая инспекция не оспаривает, что условия заключенных институтом с арендаторами договоров аренды в части порядка осуществления расчетов за арендуемое федеральное имущество полностью соответствуют приведенным положениям постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.99 N 689 и письма Министерства финансов Российской Федерации от 10.09.99 N 3-12-5/69, действие которых продлено до 31.12.2001, надлежащим образом исполнялись как учреждением, так и арендаторами. Плата за аренду помещений, находящихся на балансе учреждения, облагалась налогом на добавленную стоимость, однако налог исчисляли и уплачивали в бюджет арендаторы, суммы арендной платы уже без налога на добавленную стоимость перечислялись арендаторами на лицевой счет учреждения, открытый в территориальном органе федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что налог на добавленную стоимость, исчисленный арендаторами с арендной платы, причитающейся учреждению, поступил в бюджет, кассационная инстанция считает, что оснований для повторного взимания налога с того же объекта налогообложения у налогового органа не имелось.
При вынесении настоящего постановления судом кассационной инстанции также учтено, что учреждение в настоящее время уплачивает налог на добавленную стоимость с полученной арендной платы в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебные акты подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.03.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14039/03 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Санкт-Петербургу от 21.03.2003 N 302021 в части доначисления 108 718 руб. налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафа, требование от 19.03.2003 N 02000880 об уплате 108 718 руб. налога на добавленную стоимость и 43 729 руб. пеней и требование от 19.03.2003 N 02000885 об уплате 21 744 руб. штрафа.
Возвратить государственному научному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных" 6 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2004 г. N А56-14039/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника