Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2004 г. N А56-42585/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Телемикс-Сервис" Прокофьевой М.В. (доверенность от 18.07.2003 N 3), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Шершневой А.Г. (доверенность от 19.09.2003 N 14-05/20817),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 23.12.2003 (судья Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции 17.03.2004 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.), Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-42585/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Телемикс-Сервис" (далее - ООО "Телемикс-Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) возвратить Обществу 16 486 руб. налога с продаж и 7 474 руб. пеней по этому налогу, излишне взысканных налоговым органом по инкассовому поручению от 25.02.2002 N 1501, с начисленными на основании пункта 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентами в сумме 3 584 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2003 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу решение и постановление судов и производство по делу прекратить, ссылаясь на неподведомственность заявленного налогоплательщиком требования арбитражному суду.
В заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, сославшись на нарушение судом статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 138 и 139 НК РФ, а также пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, определяющих подведомственность арбитражному суду рассмотренного судом заявления.
Проверив законность оспариваемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа.
Как видно из материалов дела, в связи с неисполнением Обществом требования налоговой инспекции об уплате 16 486 руб. налога с продаж и 7 464 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, направленного налогоплательщику во исполнение решения налоговой инспекции от 26.02.2002 N 1022226, налоговым органом принято предусмотренное статьей 46 НК РФ решение о взыскании налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах Общества в банках, путем направления в банк инкассового поручения от 25.03.2002 N 1501 на списание и перечисление в бюджет названных сумм.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2003 по делу N А56-39830/02 решение налоговой инспекции от 26.02.2002 N 1022226, на основании которого выставлено инкассовое поручение N 1501, признано недействительным.
С момента вступления названного решения суда в законную силу суммы, взысканные на основании решения налогового органа от 26.02.2002 по инкассовому поручению N 1501, считаются взысканными незаконно, а потому излишне взысканными.
Согласно пунктам 1 и 7 статье 79 НК РФ сумма излишне взысканных налога и пеней подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Заявление о возврате излишне взысканных сумм подано в налоговый орган 19.05.2003 года.
Как указано в абзаце четвертом пункта 2 статьи 79 НК РФ налоговый орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, в случае признания факта излишнего взыскания налога принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 НК РФ.
В данном случае налоговый орган не принял решение о возврате суммы излишне взысканных налога и пеней, в связи с чем и на основании абзаца первого пункта 2 статьи 79 НК РФ Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить сумму излишне взысканных налога и пеней.
Поскольку согласно пунктам 4 и 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается налоговым органом с начисленными на нее процентами, и проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, Общество в заявлении в суд просило обязать налоговый орган возвратить излишне взысканную сумму налога и пеней с начисленными процентами в сумме 3 584, 18 руб., рассчитанной налогоплательщиком самостоятельно.
Принимая во внимание названные обстоятельства, а также факт непредставления налоговым органом суду доказательств наличия у Общества недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, причитающихся тому же бюджету, как основание для проведения зачета в счет погашения недоимки, а не возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм, суды правомерно удовлетворили требования Общества.
В кассационной жалобе налоговый орган утверждает о неподведомственности арбитражному суду заявления налогоплательщика.
Кассационная инстанция считает кассационную жалобу не основанной на нормах действующего законодательства.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьями 137 и 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика (налогового агента) обжаловать в судебном порядке акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика (налогового агента), такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Обращение налогоплательщика в суд с требованием обязать налоговый орган возвратить излишне взысканные налоговым органом налог и пени с начисленными на основании пункта 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации процентами, обусловленное бездействием налогового органа, выразившемся в оставлении без ответа поданного налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ заявления о возврате из бюджета излишне списанных денежных средств, означает, по сути, обжалование в суд незаконного бездействия налогового органа.
Кроме того, при подаче кассационной жалобы налоговым органом не учтены положения пункта 2 статьи 79 НК РФ, где указано на право налогоплательщика на подачу в суд заявления о возврате суммы излишне взысканного налога, а также пункта пятого статьи 29 АПК РФ о том, что арбитражному суду подведомственны "и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда".
Учитывая изложенное, кассационная жалоба налогового органа отклоняется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.10.2003 и постановление апелляционной инстанции 17.03.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-42585/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. N А56-42585/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника