Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июня 2004 г. N А42-932/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кирейковой Г.Г. и Ломакина С.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Баренц-Нева" Черновой С.А. (доверенность от 01.07.03),
рассмотрев 16.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.02.04 по делу N А42-932/04-23 (судья Янковая Г.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Баренц-Нева" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 27.05.03 N 600 и об обязании ее возвратить 2576 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2003 года.
Решением от 05.02.04 суд удовлетворил заявление, установив соблюдение Обществом требований статей 171-172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и его право на вычет и возмещение оспариваемой суммы налога независимо от наличия или отсутствия в этом налоговом периоде объектов налогообложения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, принятое, по ее мнению, с нарушением норм материального права. Налоговый орган считает, что в силу статей 146, 166, 171-173 и 176 НК РФ применение вычетов возможно "только в том случае, если у организации уже определена налоговая база и появилась обязанность по исчислению с этой налоговой базы соответствующей суммы НДС. Если момент определения налоговой базы не наступил и сумма НДС со стоимости реализованных товаров не исчислена, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, не подлежат применению".
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно письму от 29.04.03 N 90-26.2-15-13/2-70584 Инспекция в результате проверки представленной Обществом декларации по НДС за февраль 2003 года, признала неправомерным предъявление к вычету 2576 рублей НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), вменив в вину нарушение пункта 1 статьи 173 НК РФ. Вывод налогового органа основан на том, что "в декларации отсутствует сумма НДС, начисленная по объектам налогообложения", а следовательно, "право на налоговые вычеты в этом налоговом периоде не возникает". Уведомлением N 50-29.2-16/25/163557 (без даты) Инспекция известила налогоплательщика о том, что решением от 27.05.03 N 600 ему "доначислен НДС, в связи с уменьшением налоговых вычетов за февраль 2003 года в сумме 2576 рублей".
Кассационная инстанция считает, что данное решение налогового органа не основано на нормах главы 21 Налогового кодекса РФ и нарушает права Общества.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Из пункта 1 этой статьи следует, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Положения названной нормы консолидируются с пунктом 1 статьи 171 и пунктом 2 статьи 173 НК РФ. Так, пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Согласно пункту 2 статьи 173 названного Кодекса в том случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Вместе с тем из пункта 1 статьи 173 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ. Согласно же пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в силу названных норм основанием для возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения. При отсутствии у налогоплательщика в каком-либо налоговом периоде объектов налогообложения исчисленная в соответствии со статьей 166 НК РФ общая сумма налога равна нулю, а следовательно, сумма налоговых вычетов, как полученная по итогам налогового периода разница, должна быть возмещена в полном объеме.
Следует также отметить, что право налогоплательщика и порядок применения налоговых вычетов установлены в статьях 171-172 НК РФ, которые не предусматривают такое условие для реализации этого права, как обязательное наличие в этом налоговом периоде объектов налогообложения.
В данном случае Общество в феврале 2003 года производило только оплату услуг, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, что подтверждается книгой покупок (лист дела 24), поэтому в этом налоговом периоде у него отсутствовали объекты налогообложения, предусмотренные подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, а следовательно, в силу пункта 1 статьи 173 НК РФ у него отсутствовали и основания для уплаты налога в бюджет за этот период. Вместе с тем Инспекция не оспаривает факты уплаты Обществом в феврале 2003 года 2576 рублей НДС поставщикам услуг на основании счетов-фактур, выставленных ими в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, а также принятия на учет этих услуг, приобретенных для осуществления операций, признаваемых согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения. Указанные обстоятельства в силу пунктов 1-2 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 2 статьи 173 и статьи 176 НК РФ являются основанием для применения налоговых вычетов и возмещения уплаченной налогоплательщиком суммы НДС именно в этот налоговый период, а иное статьей 172 НК РФ не установлено.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительным решение Инспекции от 27.05.03 N 600, принятое с нарушением норм главы 21 Налогового кодекса, и обязал ее устранить допущенные вследствие этого нарушения прав и законных интересов Общества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.02.04 по делу N А42-932/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2004 г. N А42-932/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника