Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2004 г. N А56-32918/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кузнецовой Н.Г., Абакумовой И.Д., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Шершневой А.Г. (доверенность от 19.09.03 N 14-05/20817), от общества с ограниченной ответственностью "Техносервис" Карабанова А.В. (доверенность от 08.01.04), Ветошкина С.А. (доверенность от 15.09.03),
рассмотрев 21.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 05.12.03 (судья Пилипенко Т.А.) и постановление апелляционной инстанции от 27.02.04 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32918/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техносервис" (далее - Общество, ООО "Техносервис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 21.07.03 N 0206085 об отказе Обществу в возмещении 457 167 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2003 года и об обязании Инспекции возместить указанную сумму налога путем перечисления 193 303 руб. НДС на расчетный счет заявителя, а 263 863 руб. 37 коп. путем зачета в счет недоимки по НДС по внутреннему рынку.
Решением от 05.12.03 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением от 27.02.04 апелляционная инстанция оставила решение суда от 05.12.03 без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 05.12.03 и постановление от 27.02.04 и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению Инспекции, заявитель не имеет права на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение из бюджета 457 167 руб. НДС, поскольку счета-фактуры, представленные Обществом, составлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, налоговый орган считает, что судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание невыполнение заявителем требований статьи 172 НК РФ, а именно: Общество не представило первичные документы, подтверждающие движение товара от поставщика к потребителю.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества, ссылаясь на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что ООО "Техносервис" 21.04.03 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за март 2003 года и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В заявлении N 161/01, направленном Обществом в Инспекцию 06.05.03, налогоплательщик просил возместить 457 167 руб. НДС, предъявленного к возмещению на основании налоговой декларации по НДС за март 2003 года, путем перечисления указанной суммы налога на его расчетный счет.
По результатам камеральной налоговой проверки представленных Обществом документов Инспекция составила акт от 16.07.03 и приняла решение от 21.07.03 N 0206085 об отказе ООО "Техносервис" в возмещении 457 167 руб. НДС за март 2003 года.
Основанием для отказа Обществу в возмещении указанной суммы налога послужили обстоятельства, изложенные Инспекцией в акте камеральной проверки от 16.07.03. По мнению налогового органа, Обществом не представлены товарно-транспортные накладные от поставщиков товара в адрес ООО "Техносервис", а следовательно, не подтверждены факт отгрузки товара и его транспортировка до места передачи (от поставщика к покупателю). По юридическому адресу, указанному в учредительных документах (197110, Петровский проспект, дом 3, литера А), исполнительный орган Общества не находится и деятельность не ведется, что подтверждается актом обследования помещений от 03.07.03. Кроме того, счета-фактуры, представленные налогоплательщиком, содержат недостоверную информацию (по указанным в них адресам складские помещения отсутствуют).
Общество, считая, что "возмещение НДС из федерального бюджета, предусмотрено НК РФ и не связывается с обстоятельствами, на которые ссылается ИМНС в качестве обоснования отказа ООО "Техносервис" в возмещении НДС", обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Инспекции от 21.07.03 N 0206085 недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, ООО "Техносервис" в марте 2003 года осуществляло поставку запасных частей к турбине К-3008240-3 на основании контракта от 30.08.02 N 51, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "НТК АО "Азерэнержи", Азербайджанская Республика, город Баку.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога поставщику, реального экспорта конкретного товара и представления полного пакета документов, указанных в статье 165 НК РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество вместе с налоговой декларацией за март 2003 года представило все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, а именно: контракт от 30.08.02 N 51, в том числе спецификации, дополнительные соглашения к контракту; грузовые таможенные декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии международных авиационных накладных с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации; выписки банка, подтверждающие поступление валютной выручки от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара на счет налогоплательщика в российском банке, паспорта сделки; договор на поставку товара от 02.08.02 N 02/08/02; платежные поручения; счета-фактуры.
Кроме того, Инспекция не оспаривает факты реального экспорта товаров, уплаты Обществом НДС поставщикам экспортируемого товара, а также поступление валютной выручки на счет заявителя.
Таким образом, судебными инстанциями сделан правомерный вывод о том, что Общество подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, который подтверждается материалами дела.
Необоснованны и доводы жалобы Инспекции о том, что указанный в счетах-фактурах, в договорах поставки и комиссии адрес ООО "Техносервис" (197110, Санкт-Петербург, Петровский проспект, дом 3, литера А) является фиктивным.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В материалах дела отсутствует акт осмотра помещений от 03.07.03, расположенных по указанному адресу, на который ссылается Инспекция. Не представлен акт и на обозрение судам первой и апелляционной инстанций в ходе судебного разбирательства. Следовательно, правомерен вывод судов о недоказанности утверждений Инспекции о том, что ООО "Техносервис" на момент выставления счетов-фактур, заключения договоров и оформления грузовых таможенных деклараций не находилось по адресу: 197110, Санкт-Петербург, Петровский проспект, дом 3, литера А.
По существу, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, в частности о том, что, что заявителем в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов не представлены первичные документы, подтверждающие движение товара от поставщика к потребителю.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно того, что доводы налогового органа, содержащиеся в акте камеральной проверки, не основаны на требованиях статьей 165, 171 НК РФ, определяющих право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров, признаны кассационной инстанцией законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 27.02.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32918/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
И.Д. Абакумова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. N А56-32918/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника