Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2004 г. N А56-39203/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Дмитриева В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Азимут" юриста Гринькова С.А. (доверенность от 01.11.2003 б/н), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга специалиста 1 категории Хачикян Н.А. (доверенность от 06.04.2004 N 19/13404),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение от 08.12.2003 (судья Демина И.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2004 (судьи Сергиенко А.Н., Исаева И.А., Алексеев С.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-39203/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 22.09.2003 N 03-08-448 об отказе в возмещении Обществу из бюджета 1 236 127 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2003 года по экспортным операциям, и о возложении на налоговый орган обязанности возместить из бюджета путем возврата на расчетный счет Общества 1 189 057 руб. налога на добавленную стоимость и 19 553 руб. предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ процентов за нарушение сроков возмещения налога.
Решением от 08.12.2003 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2004 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на несоответствие представленных налогоплательщиком счетов-фактур требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на отсутствие результатов встречных проверок поставщиков экспортируемого товара и доказательств уплаты ими налога на добавленную стоимость, а также на недобросовестность налогоплательщика.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании контракта от 12.11.2002 N 05, заключенного с иностранной фирмой "Лангдейл Инвестментс ЛТД" (Сейшельские острова), реализовало на экспорт металлические изделия (ролики средств транспортирования металла).
Собрав в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 167 НК РФ комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за май 2003 года. В налоговой декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, - 6 173 197 руб., и предъявило к возмещению из бюджета 1 236 127 руб. налога на добавленную стоимость, в том числе 47 070 руб. налога, исчисленного с авансов.
С декларацией Обществом представлены документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также использования права на налоговые вычеты.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и приложенных к ней документов, по результатам которой приняла решение от 22.09.2003 N 03-08-448 об отказе Обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 1 236 127 руб. Принимая такое решение, налоговый орган исходил из того, что представленные Обществом счета-фактуры оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ. Кроме того, налоговый орган усмотрел наличие элементов недобросовестности участников экспортной сделки в нахождении счетов участников экспортной сделки в одном банке, производстве расчетов в течение одного операционного дня, в отсутствии положительных результатов встречных проверок поставщиков экспортированных Обществом товаров, подтверждающих уплату поставщиками налога в бюджет.
Общество, считая решение налогового органа от 22.09.2003 об отказе возмещении налога на добавленную стоимость по декларации за май 2003 года незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества о признании решения налоговой инспекции недействительным, признав доказанным право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по декларации за май 2003 года по экспортным операциям.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации указанных товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.
Общество в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ представило налоговому органу комплект документов, подтверждающих как факт реализации товаров на экспорт (помещение под таможенный режим экспорта и вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, указанных в экспортном контракте), так и факт поступления валютной выручки.
Эти же документы оценены судами и признаны надлежащими.
Правовых оснований для переоценки этого вывода у кассационной инстанции не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт совершения облагаемой по ставке 0 процентов экспортной операции, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и статьей 176 НК РФ.
Согласно статье 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из пунктов 1 и 2 статьи 169, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Таким образом, счет-фактура является документом, служащим основанием для приняли предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что в подтверждение приобретения у поставщиков товаров (работ, услуг) Обществом представлены в налоговый орган счета-фактуры, оформление которых соответствует требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Этот вывод судов также подтверждается материалами дела и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не считает нарушением порядка оформления счетов-фактур указание в строках "грузоотправитель и его адрес" и "грузополучатель и его адрес" слов "он же", если грузоотправитель (грузополучатель) является продавцом (покупателем) товара и данные о продавце (покупателе) указаны в соответствующих строках счета-фактуры, что подтверждается Постановлением Правительства от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Ссылки налогового органа на то, что участники экспортной сделки имеют расчетные счета в одном коммерческом банке, а расчеты произведены в течение одного операционного дня как доказательства недобросовестности налогоплательщика обоснованно отклонены судами.
По мнению кассационной инстанции, сами по себе названные обстоятельства в отсутствие иных бесспорных доказательств не могут являться основанием для признания налогоплательщика недобросовестным. Иных доказательств налоговым органом не представлено.
Правомерно отклонены судами и ссылки налогового органа на отсутствие поставщиков и производителей Общества по их юридическим адресам, неисполнение ими обязанности по уплате налога в бюджет как основание отказа в возмещении налога из бюджета экспортеру-налогоплательщику при представлении доказательств уплаты налога поставщикам.
Нормами главы 21 НК РФ право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками. В силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров, и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Таким образом, поскольку налогоплательщиком доказан факт вывоза реализованных им товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, а налоговый орган не оспаривает факт поступления на его счет экспортной выручки и представления полного пакета документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ, судебные инстанции правомерно признали недействительным решение налогового органа от 22.09.2003 N 03-08-448.
Оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, и отмены принятых по делу судебных актов в этой части не имеется.
Вместе с тем, кассационная инстанция считает ошибочным удовлетворение судами требования Общества о возложении на налоговый орган обязанности по начислению и выплате предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ процентов за несвоевременный возврат из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, причитающихся налогоплательщику.
Материалами дела подтверждается, что декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за май 2003 года с документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 165 НК РФ, представлена Обществом в налоговый орган 20.06.2003.
Заявление в налоговый орган о возмещении 1 189 057 руб. налога на добавленную стоимость путем возврата этой суммы на расчетный счет Обществом до истечения трехмесячного срока проверки декларации и вынесения налоговым органам решения о возмещении налога на добавленную стоимость или отказе в возмещении (то есть до 20.09.2003) не подавалось.
Такое заявление направлено в налоговый орган только 25.09.2003, то есть по истечении трехмесячного срока.
В силу положений статьи 176 Налогового кодекса РФ возврат соответствующих сумм налога из бюджета производится только по письменному заявлению налогоплательщика.
Причем порядок и сроки возврата налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), по операциям реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке и на экспорт различны.
Так, в пункте 3 статьи 176 НК РФ (где установлен порядок возврата налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров, работ, услуг, при совершении операций на внутреннем рынке) указано, что по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения такого заявления обязан принять и направить в орган федерального казначейства решение о возврате налога.
В пункте 4 статьи 176 НК РФ (где установлен порядок возврата налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров, работ, услуг, связанных с реализацией товаров на экспорт) предусмотрено, что в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
При наличии у налогоплательщика права на возмещение указанной в декларации суммы налога на добавленную стоимость и при отсутствии недоимок по налогам, а также задолженности по пеням и санкциям, подлежащих зачислению в тот же бюджет, суммы налога, подлежащие возмещению, могут быть возвращены налогоплательщику при условии подачи им заявления.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ установлен срок вынесения налоговым органом решения о возврате сумм налога из бюджета: не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4, то есть не позднее последнего дня трехмесячного срока, исчисляемого со дня представления декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из положений названных норм следует, что законодатель исходит из того, что заявление о возврате налога из бюджета по декларации по налоговой ставке 0 процентов должно быть подано налогоплательщиком в пределах вышеуказанного трехмесячного срока до вынесения налоговым органом предусмотренного пунктом 4 статьи 176 НК РФ решения.
В соответствии с положениями абзаца двенадцатого пункта 4 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков, установленных пунктом 4, на сумму подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты.
Если налогоплательщиком в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 НК РФ, и до вынесения налоговым органом решения не подано заявление о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость, то налоговым органом не может быть принято решение о возврате налога из бюджета в установленный срок.
Иного срока для вынесения налоговым органом решения о возврате налогоплательщику налога из бюджета (в том числе в случае подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога из бюджета по истечении трехмесячного срока, исчисляемого со дня представления декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ) в пункте 4 статьи 176 НК РФ не установлено.
Поскольку пункт 4 статьи 176 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сроков, связанных с возмещением налога из бюджета путем возврата на расчетный счет налогоплательщика, за нарушение которых предусмотрено начисление процентов, и этот перечень не подлежит расширительному толкованию, налоговый орган в принципе не может допустить нарушения установленных сроков возврата налога, если к моменту истечения трехмесячного срока налогоплательщиком не подано заявление о возврате на расчетный счет суммы налога, предъявленной в декларации по налоговой ставке 0 процентов к возмещению.
Следовательно, в рассмотренной ситуации у налогоплательщика отсутствует право на получение процентов по пункту 4 статьи 176 НК РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты в части начисления и выплаты процентов не соответствуют действующему законодательству, следовательно, подлежат отмене.
Принимая во внимание результаты рассмотрения жалобы налогового органа, с общества с ограниченной ответственностью "Азимут" подлежит взысканию в доход Федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-39203/03 отменить частично.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Азимут" в удовлетворении требования об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга начислить и выплатить 19 553 руб. процентов по пункту 4 статьи 176 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Азимут" в доход Федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
В.В.Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. N А56-39203/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника