Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июня 2004 г. N А13-8572/03-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Чертилиной З.А.,
рассмотрев 15.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 29.01.2004 (судья Кургин А.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 17.03.2004 (судьи Муханова Г.Н., Ваулина Т.Н., Сахарова Е.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8572/03-04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - ООО "Орион") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодскому муниципальному району, Вологодской области в лице Департамента финансов администрации Вологодской области (далее - Департамент финансов), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании (с учетом увеличения суммы иска) 217 657 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления льготной категории граждан бесплатного проезда в пригородном автобусе в 2003 году во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением от 29.01.2004 исковые требования удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, Минфин РФ не должен отвечать по обязательствам Вологодского муниципального района, поскольку не является стороной договора от 11.03.2003 о возмещении расходов, связанных с предоставлением услуг по транспортным перевозкам граждан. Кроме того, податель жалобы ссылается на наличие остатка нераспределенных Департаментом финансов средств Фонда компенсаций за 2003 год, предназначенных для возмещения расходов предприятий, предоставляющих льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.
Как следует из материалов дела, истцом в 2003 году в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготным категориям граждан предоставлено право бесплатного проезда в пригородном автобусе. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 30 названного Закона дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Суд обеих инстанций сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по бесплатному проезду, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за счет казны Российской Федерации в связи с неисполнением государством своих обязанностей по компенсации затрат коммерческой организации.
Довод подателя жалобы о договорном характере правоотношений между истцом, оказывающим льготные услуги отдельным категориям граждан, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, является несостоятельным.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным. Следовательно, компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от вины должника по договору от 11.03.2003, заключенному между истцом и Вологодским муниципальным районом.
Довод подателя жалобы о наличии остатка нераспределенных Департаментом финансов средств, выделенных Вологодской области на реализацию льгот по бесплатному проезду, и отсутствии заявок об изменении размера субсидий, правомерно не принят судом первой и апелляционной инстанций, так как постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, на которое ссылается Минфин РФ, предусмотрена возможность внесения предложений об изменении размеров субсидий, выделяемых бюджету субъекта Российской Федерации лишь в пределах общего объема средств, выделяемых из Фонда компенсаций, тогда как доказательства наличия такого остатка, либо нецелевого использования денежных средств Вологодской областью отсутствуют.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 29.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.03.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8572/03-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2004 г. N А13-8572/03-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника