Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2004 г. N А26-8513/03-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В.,
рассмотрев 16.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Международный Славянский институт" на решение от 26.12.03 (судья Зинькуева И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 15.04.04 (судьи Петровский А.В., Переплеснин О.Б., Морозова Н.А.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-8513/03-27,
установил:
Автономная некоммерческая организация "Международный Славянский институт" (далее - институт) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Карельского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТУ МАП) от 18.11.03 по делу об административном правонарушении N 03-12-04 о наложении на институт административного взыскания на основании части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.12.03 институту отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.04.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе институт просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение ТУ МАП срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку дело возбуждено через 4 дня после выявления правонарушения и никаких процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, антимонопольным органом не производилось.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ТУ МАП направило в адрес института предписание от 24.06.03 N 03-06/04-02, которым, помимо прочего, обязало заявителя в срок до 12.09.03 привести договоры с вновь зачисляемыми студентами в соответствие с законодательством о защите прав потребителей и представить информацию о выполнении предписания до 17.09.03.
Поскольку информация о выполнении предписания в установленный срок в антимонопольный орган не поступила, ТУ МАП вынесло определение от 22.09.03 о возбуждении дела об административном правонарушении.
По итогам административного расследования ТУ МАП составило в отношении института протокол от 21.10.03 N 03-12/04-04 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением ТУ МАП от 18.11.03 N 03-12-04 институт привлечен к административной ответственности в виде 10 000 руб. штрафа.
В соответствии с частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях института состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ, основан на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Ссылка института на нарушение ТУ МАП срока составления протокола об административном правонарушении является несостоятельной.
В соответствии с частью 3 статьи 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Перечень процессуальных действий, для производства которых назначается административное расследование, является открытым.
По мнению кассационной инстанции, административное расследование назначается в целях осуществления любых процессуальных действий, производство которых невозможно в момент выявления правонарушения.
Из материалов дела следует, что в ходе административного расследования ТУ МАП проведена проверка исполнения институтом предписания антимонопольного органа, результаты которой оформлены актом от 10.11.03 N 11. Кроме того, ТУ МАП получены объяснения представителя института, истребованы копии договоров со студентами.
В определении от 22.09.03 о проведении административного расследования содержатся все необходимые сведения, предусмотренные частью 3 статьи 28.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается немедленно после выявления факта правонарушения.
Как следует из материалов дела, ТУ МАП обязало институт представить информацию о выполнении предписания до 17.09.03, а дело об административном правонарушении возбуждено 22.09.03. Вместе с тем данное обстоятельство не может повлечь признания оспариваемого постановления ТУ МАП незаконным, поскольку в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления об административном правонарушении являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кассационная инстанция не может принять во внимание довод института о нарушении его прав при производстве по делу об административном правонарушении. Более того, ТУ МАП предоставило заявителю дополнительное время для устранения обстоятельств, указанных в предписании, и возбудило дело об административном правонарушении только через 4 дня после истечения срока представления информации об исполнении предписания. Однако информация не поступила и в этот срок.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.04 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-8513/03-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Международный Славянский институт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. N А26-8513/03-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника