Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 июля 2004 г. N А21-9104/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Ветошкиной О.В. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 29.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.03.04 по делу N А21-9104/03-С1 (судья Сергеева И.С.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Матвиенко Светланы Витальевны 900 руб. страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2000 год и 128 руб. 97 коп. пеней.
Решением от 09.03.04 в удовлетворении требований Фонду отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение, ссылаясь на то, что статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит ограничения по кругу лиц, уполномоченных подписывать требование об уплате налога.
Фонд и Матвиенко С.В. о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Предприниматель Матвиенко С.В. зарегистрирована в качестве предпринимателя 06.09.95 (свидетельство о государственной регистрации N 3495, лист дела 12), а также зарегистрирована в качестве страхователя в Фонде 26.10.95.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 167-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Обязанность уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере законодатель связывает только с наличием у страхователя статуса индивидуального предпринимателя.
Исходя из изложенного, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает правильными выводы суда первой инстанции относительно наличия у предпринимателя Матвиенко С.В. обязанности уплачивать страховые платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей.
Также правильным является и вывод суда о неправомерности начисления пеней, поскольку срок уплаты фиксированных плетей законодательно не установлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что решение суда от 09.03.04, принятое по настоящему делу, подлежит отмене в связи с неправильным применением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики вправе взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно статье 34.1 и пункту 2 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном данной главой. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 14 Кодекса для налоговых органов.
Статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что до обращения в суд с иском о взыскании с налогоплательщика - физического лица недоимки Фонд должен направить ему требование об уплате налога (страховых взносов).
В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа Фонд направил предпринимателю Матвиенко С.В. требование об уплате страховых взносов от 08.08.03 N 1298 (лист дела 15). Данное требование направлено за подписью - "Начальник отдела (руководитель, главный специалист) ПУ и ВСЗЛ Рябичка А.Н.". Суд первой инстанции установил, что требование подписано начальником отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами Центрального района города Калининграда.
Фонд не представил суду сведений о том, что лицо, подписавшее данное требование, является должностным лицом Фонда, имеющим право подписывать документы от имени Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде.
Таким образом, следует признать, что Фондом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при несоблюдении заявителем законодательно установленного порядка урегулирования спора, суд оставляет заявление без рассмотрения.
Таким образом, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Фондом требований, суд первой инстанции неправильно применил норму процессуального права.
На основании изложенного, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что решение, принятое по настоящему делу, подлежит отмене, а заявление Фонда - оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области 09.03.04 по делу N А21-9104/03-С1 отменить.
Заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде о взыскании с индивидуального предпринимателя Матвиенко Светланы Витальевны 1028 руб. 97 коп. страховых взносов и пеней оставить без рассмотрения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2004 г. N А21-9104/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника