Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июня 2004 г. N А56-1458/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В. и Хохлова Д.В., при участии от Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу Курганского И.М. (доверенность от 01.04.04), Краснова Е.В. (доверенность от 09.02.04) и Аркана П.Ю. (доверенность от 20.04.04), от общества с ограниченной ответственностью "Грезы" генерального директора Брыкалиной Н.Б.,
рассмотрев 16.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грезы" на решение от 17.02.04 (судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 09.04.04 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1458/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Грезы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу (далее - управление) от 18.12.03 N 06-03/7 о назначении административного наказания по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.02.04 в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.04.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы, судом нарушены нормы КоАП РФ и положения статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представители управления, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за 9 месяцев 2003 года, о чем составлен акт от 18.12.03 N 5. В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) и пунктов 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.03 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом" (далее - Постановление) обществом нарушены сроки разработки и согласования правил внутреннего контроля за осуществлением операций с денежными средствами и иным имуществом (далее - Правила).
По факту выявленного правонарушения управлением составлен протокол от 18.12.03 об административном правонарушении и вынесено постановление от 18.12.03 N 06-03/7 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 МРОТ, что составляет 50 000 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Из материалов дела видно, что государственная регистрация заявителя в качестве юридического лица произведена 21.11.93. Таким образом, общество, зарегистрированное до вступления в силу Постановления, опубликованного в "Российской газете" 15.01.03, должно было разработать и утвердить Правила до 15.02.03 и не позднее 20.02.03 направить их на согласование в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу.
Фактически Правила утверждены руководителем общества, однако дата их утверждения не указана. Правила направлены в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу на согласование после начала проверки - 27.11.03, то есть с нарушением установленного срока более чем на девять месяцев.
Следовательно, в нарушение действующего законодательства общество своевременно не утвердило и не согласовало Правила в установленном порядке.
В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Согласно статье 3 Закона внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Однако осуществление внутреннего контроля необходимо организовать.
Кассационная инстанция считает, что под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение ряда требований, установленных различными нормативными актами, предшествующее осуществлению собственно самого внутреннего контроля. К таким требованиям следует отнести и действия организации по надлежащему утверждению и согласованию правил внутреннего контроля. Согласование правил внутреннего контроля в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу подтверждает их полное соответствие законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Следовательно, работа заявителя по Правилам, не согласованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не может считаться надлежащим исполнением законодательства в части организации внутреннего контроля.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы о нарушении управлением процедуры привлечения к административной ответственности не нашли своего подтверждения при проверке законности обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства.
Госпошлина, ошибочно уплаченная заявителем при подаче кассационной жалобы, подлежит возвращению из федерального бюджета (часть 4 статьи 208 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.02.04 и постановление апелляционной инстанции от 09.04.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1458/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грезы" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Грезы" из федерального бюджета 1000 рублей госпошлины, ошибочно уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.Н.Бухарцев |
Д.В.Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2004 г. N А56-1458/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника