Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2004 г. N А66-9805-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области ведущего специалиста Николаевой Н.Н. (доверенность от 05.01.2004 N 7),
рассмотрев 28.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Ржевского отделения N 1559 на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.02.2004 по делу N А66-9805-03 (судья Кожемятова Л.Н.),
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Ржевского отделения N 1559 (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области (далее - Инспекция) о возврате 121 827 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог (далее - НПАД) за период с 01.09.2002 по 01.01.2003.
Решением суда от 05.02.2004 Банку отказано в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Банк, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, с момента введения в действие Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ), то есть с 31.08.2002 подпункт "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах налоговой системы в РФ") не действует, следовательно, у заявителя отсутствовали основания для уплаты НПАД за период с 01.09.2002 по 01.01.2003.
Банк о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Банк 05.12.2003 обратился в налоговый орган с письмом N 06-2791 о возврате из бюджета 121 827 руб. излишне уплаченного НПАД за период с 01.09.2002 по 01.01.2003.
В письме от 15.12.2003 N 01-06/26997 налоговый орган отказал Банку в возврате 121 827 руб. НПАД, в связи с тем, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 01.01.2003, обязаны исчислить и уплатить НПАД в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации до 15.01.2003.
Банк, ссылаясь на нормы статьи 2 Закона N 110-ФЗ, 14.04.2004 повторно обратился в Инспекцию с письмом N 06-557а, в котором просил вернуть из бюджета 121 827 руб. излишне уплаченного НПАД.
Поскольку налоговый орган не возвратил Банку 121 827 руб. НПАД, последний обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Банка, а решение суда считает законным и обоснованным.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19-21 Закона "Об основах налоговой системы в РФ", не взимаются.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона "Об основах налоговой системы в РФ", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.
НПАД установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" как федеральный налог. Согласно этой норме Закона к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов, и зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "с пунктом 1 статьи 39" следует читать "с пунктом 1 статьи 3"
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах") одним из источников образования дорожных фондов является НПАД.
Таким образом, НПАД следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 Закона "О дорожных фондах".
В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ пункт 1 статьи 20 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог. Одновременно из пункта 1 статьи 19 названного Закона исключен подпункт "м" - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе НПАД.
Согласно статье 9 Закона N 110-ФЗ из Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" исключена статья 5.
Статьей 21 Закона N 110-ФЗ установлено, что данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.
В соответствии со статьей 21 Закона N 110-ФЗ статья 9 указанного закона, а также статья 2, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" исключен подпункт "м", а подпункт 1 статьи 20 этого же закона дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог, вступают в силу с 1 января 2003 года. Следовательно, до 01.01.2003 НПАД не отменен.
Этот же вывод следует из статьи 4 Закона N 110-ФЗ, которая оговаривает порядок исчисления и уплаты НПАД в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.
Статьей 4 Закона N 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить НПАД, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить НПАД в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты НПАД являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты НПАД не вносились, поэтому налог подлежит уплате.
Основанием для исключения из Закона "Об основах налоговой системы в РФ" налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, в том числе НПАД, является введение с 01.01.2003 транспортного налога в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 НК РФ.
Статья 5 Закона "О дорожных фондах", предусматривающая уплату НПАД, его ставку и льготы по уплате названного налога, утратила силу с 01.01.2003.
Таким образом, следует признать, что в 2002 году НПАД исчислялся и уплачивался налогоплательщиками в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дорожных фондах" и статьей 4 Закона N 110-ФЗ.
При таких обстоятельствах Инспекция обоснованно отказала Банку в возврате из бюджета 121 827 руб. НПАД, уплаченного налогоплательщиком за период с 01.09.2002 по 01.01.2003.
Следовательно, решение суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для его отмены и удовлетворения жалобы Банка не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.02.2004 по делу N А66-9805-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Ржевского отделения N 1559 - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2004 г. N А66-9805-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника