Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2004 г. N А05-13524/03-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.2004 по делу N А05-13524/03-12 (судья Ивашевская Л.И.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Партнер НП" (далее - Общество) 7 186,31 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость и сбора на нужды образовательных учреждений, соответственно 7 180,46 руб. и 5,85 руб.
Решением суда от 03.02.2004 во взыскании штрафа отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит проверить законность решения суда в части отказа во взыскании с Общества как налогового агента 7 180,46 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в 2001-2002 годах Общество являлось арендатором муниципального имущества (нежилых помещений) по договорам аренды от 14.11.2000 27.11.99 N 03-05/892-01 и от 10.01.2001 N 03-05/881-02, заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Северодвинска.
В мае-июне 2003 года налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, за период с 01.07.2000 по 31.12.2002, результаты которой отражены в акте от 11.06.2003 N 32-05/57 ДСП.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в том числе неполная уплата налога на добавленную стоимость в январе-декабре 2001 года и январе-декабре 2002 года. Причиной неполной уплаты налога, по мнению налогового органа, явилось неисполнение Обществом, как налоговым агентом, обязанности по ежемесячному исчислению и уплате в бюджет налога с сумм арендной платы, подлежащей ежемесячному перечислению арендодателю по условиям договоров аренды муниципального имущества (нежилых помещений) от 14.11.2000 27.11.99 N 03-05/892-01 и от 10.01.2001 N 03-05/881-02. Общество исчисляло и уплачивало в бюджет суммы налога на добавленную стоимость только с сумм фактически перечисляемой арендодателю арендной платы в периодах ее фактической выплаты.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 03.07.2003 N 32/2578, в том числе о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 7180,46 руб. штрафа.
Поскольку направленное Обществу требование о добровольной уплате штрафа не исполнено, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Суд во взыскании 7 180,46 руб. штрафа отказал, признав неправомерным привлечение Общества как налогового агента по статье 122 НК РФ, и кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.
Статья 9 НК РФ определяет круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к которым отнесены, в том числе, налогоплательщики и налоговые агенты.
Согласно пункту 1 статьи 9 и статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Понятие налогового агента приведено в статьи 24 НК РФ. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 НК РФ права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются Кодексом.
В статьях 21, 23 и 24 НК РФ перечислены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.
Так, согласно пункту 3 статьи 24 НК РФ налоговый агент обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги, а пункте 4 названной статьи предусмотрена обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ).
Ответственность налоговых агентов установлена в статье 123 "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов" Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации конкретизирует общие принципы и правила, закрепленные частью первой Кодекса, применительно к конкретным видам налогов.
Пунктом 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ установлено, что при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом этого налога, причем налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.
Арендаторы по договорам аренды перечисленного имущества признаются налоговыми агентами.
Указанные лица обязаны исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, законодатель специально указал, кто является налоговым агентом и на кого возложена обязанность по исчислению и удержанию налогов из доходов, уплачиваемых органам государственной власти и управления при сдаче в аренду государственного (муниципального) имущества.
При этом из положений статьи 24 НК РФ, в том числе ее пункта 4, следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. В силу пункта 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму.
Следовательно, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что в тех налоговых периодах, когда не осуществлялось перечисление арендной платы, Общество не обязано исчислять и самостоятельно уплачивать налог на добавленную стоимость с суммы задолженности по арендной плате, поэтому налоговая инспекция необоснованно доначислила налог на добавленную стоимость исходя только из установленных договором аренды сроков уплаты арендной платы.
Нарушение арендатором - налоговым агентом сроков внесения арендной платы, установленных договором аренды, не является основанием для исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость с сумм арендной платы, срок уплаты которых согласно договору наступил, но плата арендодателю не перечислена.
Глава 21 НК РФ таких норм не содержит.
Суд кассационной инстанции считает основанным на нормах Налогового кодекса Российской Федерации и вывод суда первой инстанции о неправомерном привлечении налоговым органом Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В рассматриваемом случае Общество является арендатором муниципального имущества, то есть налоговым агентом.
Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению в бюджет налогов установлена статьей 123 НК РФ.
Следовательно, Инспекция неправильно квалифицировала действия Общества по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в связи с чем ее решение о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является незаконным, соответственно у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о взыскании такого штрафа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятого судом первой инстанции решения.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (подпунктом 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.2004 по делу N А05-13524/03-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2004 г. N А05-13524/03-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника