Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июля 2004 г. N А52/508/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Абакумовой И.Д., Блиновой Л.В., рассмотрев 01.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову на решение Арбитражного суда Псковской области от 11.03.04 по делу N А56-А52/508/2004/2 (судья Радионова И.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковвтормет" (далее - Общество, ОАО "Псковвтормет") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - Инспекция), выразившегося в несвоевременном возврате 1 511 600 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2003 года, и обязании Инспекции принять решение о выплате Обществу 90 448 руб. процентов за нарушение сроков возврата НДС, установленных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 11.03.04 суд полностью удовлетворил требования Общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 11.03.04 и отказать ОАО "Псковвтормет" в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Инспекция считает незаконным требование Общества о начислении процентов на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ, так как налоговым органом своевременно, в пределах трехмесячного срока, принято решение об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость. Кроме того, обжалуя решение суда в части возложения на Инспекцию обязанности вынести решение о выплате процентов в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ, податель жалобы утверждает, что в статье 176 НК РФ нет прямого указания на то, что именно налоговый орган должен произвести начисление этих процентов или принять решение об их выплате.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте ее рассмотрения.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 20.05.03 представило в Инспекцию декларацию по НДС за апрель 2003 года по налоговой ставке 0 процентов, в соответствии с которой возмещению из бюджета подлежит 1 511 600 руб. налога.
Заявителем приложены необходимые документы и заявление о возврате из бюджета данной суммы НДС на расчетный счет Общества.
Решением от 20.08.03 N 18-12/1524 Инспекция отказала Обществу в возмещении 1 511 600 руб. НДС за апрель 2003 года.
Общество обжаловало данное решение Инспекции в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 06.11.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.12.03, заявленные требования Общества по делу N А52/3160/2003/2 были удовлетворены.
Во исполнение названного решения суда Инспекция платежным поручением от 27.01.04 N 882 возвратила Обществу 1 511 600 руб. НДС на основании заключения налогового органа от 22.01.04 N 160.
В связи с нарушением сроков возврата названного налога Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд правомерно и обоснованно признал требования подлежащими удовлетворению.
При принятии решения суд учел все процедурные сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В соответствии с данным пунктом для налоговых органов установлен срок возмещения налога на добавленную стоимость по названному основанию - три месяца, в течение которых налоговая инспекция проводит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм, либо об отказе в возмещении полностью или частично. В названной норме также указано, что не позднее последнего дня этого срока налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в этот же срок направляет решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. При этом законодательно установлено, что в случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления его налоговым органом, датой получения решения признается восьмой день, исчисляемый со дня направления такого решения налоговым органом. В соответствии с данной нормой начисление процентов производится при нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Проценты, начисляемые в пользу налогоплательщика, являются способом защиты его имущественных прав, которые нарушены вследствие невозврата суммы налога в установленный срок. Начисление процентов - это не форма ответственности за принятие незаконного решения, поскольку такая мера не связана с установлением вины налогового органа, а компенсация, выплачиваемая налогоплательщику при объективном превышении срока возврата налога. Имущественные права налогоплательщика нарушаются в случае превышения совокупности сроков, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что проценты за нарушение сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, подлежат начислению с учетом всех предписанных процедурных сроков.
Кассационная инстанция отклоняет как основание отказа в удовлетворении заявления Общества довод Инспекции о том, что в Налоговом кодексе Российской Федерации не указано на то, что именно налоговый орган должен произвести начисление процентов и дать распоряжение об их выплате.
Отсутствие в статье 176 НК РФ порядка реализации права налогоплательщика на получение предусмотренных пунктом 4 этой статьи процентов не может являться основанием для отказа в их начислении и выплате.
Как следует из пункта 2 статьи 32 НК РФ, налоговые органы помимо перечисленных в пункте 1 этой статьи обязанностей несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 22 "Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)" Налогового кодекса Российской Федерации права налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. То есть налоговый орган обязан обеспечить соблюдение законного права налогоплательщика и в том случае, если соответствующая обязанность налоговых органов (их должностных лиц) прямо не названа в Налоговом кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах.
При нарушении налоговым органом установленного законом права налогоплательщика он может обратиться за защитой нарушенного права и исполнением конкретной нормы закона с соответствующим иском в арбитражный суд.
В рассматриваемом случае Общество, обжалуя на основании статей 137, 138, 142 НК РФ и статей 29, 197-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бездействие налогового органа, просит суд обязать налоговый орган совершить действие - вынести решение о выплате процентов на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ. Это действие должен совершить, по мнению налогоплательщика, именно налоговый орган. При этом Общество правомерно исходит из установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка возврата налогов и считает, что этот порядок может быть применен судом по аналогии ввиду отсутствия в налоговом законодательстве иных норм.
На вытекающую из норм Налогового кодекса Российской Федерации обязанность именно налогового органа начислять проценты за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, отражать их в заключении о возврате налога, направляемом органам федерального казначейства, указано и в совместном приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.01 N БГ-3-10/345; 74н "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильным возложение судом на налоговый орган обязанности принять решение о выплате Обществу процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, за нарушение срока возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров, в размере, исчисленном Обществом.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что решение суда соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 11.03.04 по делу N А52/508/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
И.Д. Абакумова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2004 г. N А52/508/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника