Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2004 г. N А66-9345-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Блиновой Л.В. и Троицкой Н.В.,
рассмотрев 29.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Тверской области на решение от 22.01.04 (судья Кожемятова Л.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 31.03.04 (судьи Ильина В.Е., Владимирова Г.А., Рощина С.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-9345-03,
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице филиала - Удомельского отделения N 2601 (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Тверской области (далее - Инспекция) возвратить 3006 руб. 08 коп. излишне уплаченного за 2000-2002 годы налога с владельцев транспортных средств.
Решением суда от 22.01.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.04, заявленные Банком требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 22.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 31.03.04 и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О не предусмотрен иной порядок вступления этого определения в силу и особенности его исполнения, а следовательно, действует общий порядок, установленный статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Согласно названной норме решение Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе принимаемое в форме определения, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Инспекция считает, что только с момента вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О признанные неконституционными положения Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О фондах") и основанные на них положения Закона Тверской области от 26.06.97 N 73 "Об утверждении ставок дорожных налогов и предоставлении налоговых льгот" (далее - Закон Тверской области) не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Банк 28.11.02 направил в налоговый орган по месту нахождения филиала измененные расчеты по налогу с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы, согласно которым налогоплательщик излишне перечислил в бюджет 3221 руб. 08 коп. этого налога. В заявлении от 28.11.02 Банк просил налоговый орган возвратить ему на расчетный счет названную сумму налога.
Инспекция письмом от 13.01.03 N 03-17/94 отказала Банку в возврате налога с владельцев транспортных средств.
Банк не согласился с решением Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд, в котором к возврату заявил 3006 руб. 08 коп.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные Банком требования, указал на то, что с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О фондах", предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном Законе, а также положения Закона Тверской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
В пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Законом Тверской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона "О фондах" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Тверской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению судами и налоговыми органами.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 22.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 31.03.04 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 31.03.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-9345-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2004 г. N А66-9345-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника