Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 июля 2004 г. N А56-28738/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Афанасьева С.В., Кустова А.А.,
при участии в судебном заседании:
от ЗАО "КировТЭК" - Ермакова В.Л. (доверенность от 02.09.2003 N 55);
от ОАО "Ленэнерго" - Быковой Я.Р. (доверенность от 01.01.2004 N 78-04),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленэнерго" на решение от 04.12.2003 (судья Виноградова Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.03.2004 (судьи Копылова Л.С., Горшелев В.В., Мельникова Н.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28738/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "КировТЭК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") о взыскании 3 841 298 руб. 90 коп. неосновательного обогащения, полученного ответчиком в результате излишне уплаченных ему денежных средств по платежным требованиям, выставленным ОАО "Ленэнерго" за период с марта по июнь 2003 года, а также 97 931 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.04.2003 по 18.08.2003.
До принятия судом решения по делу истец увеличил размер заявленных требований и просил взыскать с ответчика 4 805 583 руб. 46 коп. неосновательного обогащения и 236 849 руб. 96 коп. процентов.
Решением ст 04.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2004, иск полностью удовлетворен.
В кассационной жалобе ОАО "Ленэнерго" просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом статей 450, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на условия, предусмотренные пунктами 1.1, 2.3.2 договора электроснабжения, податель жалобы полагает, что право абонента на выбор одного из вариантов тарифов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226, не влечет изменения договорных отношений.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Ленэнерго" поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.01.99 между ОАО "Ленэнерго" (энергоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен договор электроснабжения N 02412-1/919-9840, по условиям которого ответчик обязуется подавать истцу через присоединенную сеть электрическую энергию при определенной договором мощности, а истец - своевременно оплачивать потребляемую энергию и мощность (пункт 1.1). Пунктом 2.3.2 договора установлено, что абонент обязан оплачивать потребленную энергию и мощность за расчетный период (месяц) в установленный договором срок. Согласно пункту 4.1 договора расчеты за энергию и мощность производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с пунктом 4.3 договора тарифы становятся обязательными для энергоснабжающей организации и абонента с даты введения их в действие. Пунктом 4.4 договора стороны предусмотрели порядок расчетов "для потребителей, рассчитывающихся" и по двухставочному, и по одноставочному тарифу.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что расчеты между сторонами за отпущенную электроэнергию согласно названному договору производились путем оплаты Обществом платежных требований, выставляемых ОАО "Ленэнерго" исходя из двухставочных тарифов. При этом из материалов дела видно, что на момент заключения договора действовало постановление Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга (далее - РЭК) от 18.12.98 N 7, которым был установлен двухставочный тариф.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 утверждены новые Правила государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования) и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).
В соответствии со статьей 24 Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям (кроме населения), устанавливаются одновременно в трех вариантах (одностазочный тариф, двухставочный тариф, зонные тарифы).
В письме от 25.03.2003 Общество заявило ответчику о своем намерении производить в 2003 году расчеты по одноставочному тарифу и просило выставить очередной счет за март 2003 года с учетом данного заявления (лист дела 20).
Письмом от 01.04.2003 ОАО "Ленэнерго" сообщило об отсутствии возражений против перевода Общества на расчеты по одноставочному тарифу при условии организации коммерческого учета потребляемой энергии и мощности на основе измерений с помощью статических счетчиков электроэнергии и информационно-измерительных систем для всех потребителей, включенных в договор электроснабжения от 01.01.99 (лист дела 21).
Как утверждает Общество в исковом заявлении, в период с марта по июнь 2003 года ОАО "Ленэнерго" выставляло ему платежные требования на оплату электроэнергии исходя из двухставочного тарифа.
Общество полагает, что, оплатив в полном объеме указанные платежные требования, оно излишне перечислило ответчику денежные средства в размере 4 805 583 руб. 46 коп., составляющем стоимость мощности. Данное обстоятельство послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Возражая против иска, ответчик ссылается на условия договора электроснабжения, который не был изменен или расторгнут сторонами в установленном законом порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд обеих инстанций посчитал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с принятыми по делу судебными актами.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 2 статьи 544 названного кодекса порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является в силу статьи 4 данного закона осуществление поставок электроэнергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Согласно статье 12 Закона РЭК наделена полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую электроснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электроэнергии (мощности).
Согласно статье 3 Закона государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется, помимо прочего, в целях создания механизма согласования интересов, производителей и потребителей электрической и тепловой энергии. Среди принципов государственного регулирования, названных в статье 4 Закона, указаны и такие принципы, как осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке, а также определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.
Таким образом, из смысла Закона вытекает, что в данном случае деятельность РЭК при установлении тарифов на электрическую энергию направлена на достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей энергии в регионе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" утверждены новые Правила регулирования и Основы ценообразования.
Согласно пункту 5.5 постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее - ФЭК) от 31.03.2002 N 49-э/8 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (в редакции постановления ФЭК от 14.05.2003 N 37-э/1) тарифы (цены) на электроэнергию, поставляемую потребителям (за исключением тарифов продажи по прямым договорам) устанавливаются в разрезе групп потребителей одновременно в трех вариантах - в виде одноставочного тарифа, двухставочного тарифа, зонных тарифов (цен).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 31.03.2002 N 49-э/8" следует читать "от 31.07.2002 N 49-э/8"
В соответствии со статьей 24 Основ ценообразования потребитель самостоятельно выбирает для проведения расчетов за электрическую энергию один из перечисленных выше вариантов тарифа, предварительно уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию.
Из материалов дела видно, что постановлением РЭК от 17.01.2003 N 1 установлены и введены в действие с 01.02.2003 на территории Санкт-Петербурга новые тарифы. В приложении N 14 к данному постановлению РЭК утвердила Порядок применения тарифов на электрическую энергию в Санкт-Петербурге, который соответствует положениям статьи 24 Основ ценообразования.
Письменная заявка о виде тарифа на 2003 год Обществом своевременно была подана в энергоснабжающую организацию (лист дела 20). Условия, содержащиеся в ответе ОАО "Ленэнерго" (лист дела 21), не основаны на действующем законодательстве.
Условия договора электроснабжения от 01.01.99 (пункт 4.4) предусматривают возможность оплаты абонентом электроэнергии исходя из одноставочного тарифа и двухставочного тарифа.
Таким образом, Общество было вправе производить оплату потребленной электроэнергии исходя из одноставочного тарифа.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с выводом суда обеих инстанций о наличии со стороны ОАО "Ленэнерго" неосновательного обогащения. Обстоятельства дела, установленные судом первой и апелляционной инстанций, не подлежат переоценке судом кассационной инстанции. Нарушения или неправильного применения судом норм материального права, на которые указывает податель жалобы, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.03.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28738/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2004 г. N А56-28738/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника