Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июля 2004 г. N А56-48846/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Казанцевой Р.В., судей Лавриненко Н.В., Коробова К.Ю.,
при участии: от инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга - Смирнова С.А. (доверенность от 16.02.2004),предпринимателя Власовой В.В. (свидетельство от 12.09.2001);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2004 по делу N А56-48846/03 (судья Алешкевич О.А.),
установил:
Предприниматель Власова Виктория Владиславовна обратилась в арбитражный суд с иском к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 26.11.2003 N 1224/633.
Решением от 17.03.2004 требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение, ссылаясь на наличие вины предпринимателя Власовой В.В. в совершении административного правонарушения. По мнению подателя жалобы, факт выдачи чека, на котором время покупки не соответствует фактическому времени, свидетельствует о неприменении контрольно-кассовой техники.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Предприниматель Власова В.В., поддержав доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просила оставить решение суда без изменения, считая его законным.
Кассационной инстанцией проверена законность обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в результате проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон), проведенной в торговом месте N 66, расположенном в доме 166 по пр. Ветеранов в Санкт-Петербурге, принадлежащем предпринимателю Власовой В.В., инспекцией составлен акт от 10.11.2003 N 04790479 и протокол об административном правонарушении от 26.11.2003 N 0479 (л.д. 6-8).
На основании данного протокола и материалов проверки инспекцией принято постановление от 26.11.2003 N 1224/633 о привлечении предпринимателя Власовой В.В. к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и взыскании штрафа в размере 3 000 руб. за реализацию товаров без применения контрольно-кассовой техники.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности, предприниматель Власова В.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконным постановления Инспекции, арбитражный суд первой инстанции указал на отсутствие события и состава правонарушения.
В соответствии со статьей 5 Закона, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что расчеты были произведены с использованием контрольно-кассовой машины, зарегистрированной в налоговых органах, имеющей маркировку центра технического обслуживания и средства визуального контроля.
С доводами, приведенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя, так как несоответствие времени на чеке фактическому времени совершения покупки не образует состава административного правонарушения.
Таким образом, выводы суда об отмене постановления о назначении административного наказания являются правильными.
Вместе с тем, кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее.
В решении суд указал, что Инспекцией нарушена процедура привлечения к административной ответственности, а именно: осмотр принадлежащих предпринимателю помещений производился в отсутствие законного представителя и без участия понятых, нарушен срок составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, "контрольная закупка" является недействительной и не влечет юридических последствий, поскольку является мнимой сделкой.
Из представленного акта, составленного по результатам проверки, усматривается, что на момент проверки предприниматель Власова В.В. в торговом зале отсутствовала, проверка проводилась в присутствии продавца Леонтьевой Л.В.
По правилам статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к ответственности. Наличие таких обстоятельств, как отсутствие законного представителя в момент проверки является достаточным для составления протокола об административном правонарушении в срок, установленный частью второй статьи 28. 5 КоАП РФ. При этом следует учесть, что само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5. Кодекса.
Участие понятых при составлении протокола об административном правонарушении положениями статьи 28.2 КоАП РФ не предусмотрено, а сведений о проведении таких процессуальных действий, как осмотр принадлежащих предпринимателю помещений и находящихся там вещей и документов, в акте проверки и протоколе об административном правонарушении не содержится.
Согласно подпункту 9 пункта 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783, одной из основных задач Министерства Российской Федерации по налогам и сборам является совместные с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, проверка предпринимателя Власовой В.В. проведена налоговой инспекцией в пределах ее компетенции, а производство по делу об административном правонарушении проведено Инспекцией в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание, что содержащиеся в решении выводы не повлекли за собой принятия неправильного решения, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2004 по делу N А56-48846/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В.Казанцева |
Н.В.Лавриненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено, что предприниматели обязаны применять исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при расчетах.
Налоговый орган полагает, что несоответствие времени на чеке фактическому времени покупки свидетельствует о неприменении контрольно-кассовой техники и влечет ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ.
Суд указал, что предприниматель привлечен к административной ответственности неправомерно. При этом отметил, что обязанность применять ККМ при наличных расчетах за реализованный товар установлена ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ. Суд установил, что предприниматель производил расчеты за реализованный в магазине товар с использованием ККМ, зарегистрированной в налоговых органах, имеющей маркировку центра технического обслуживания и средства визуального контроля.
В связи с этим сделал вывод, что несоответствие времени на чеке фактическому времени совершения покупки не образует состава административного правонарушения.
Вместе с тем суд кассационной инстанции признал несостоятельным вывод нижестоящего суда о нарушении порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности: нарушен срок составления протокола и протокол составлен без участия понятых. При этом указал, что само по себе нарушение срока составления административного протокола, установленного ч.2 ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Так же суд отметил, что участие понятых при составлении протокола об административном правонарушении положениями ст. 28.2 КоАП РФ не предусмотрено.
Суд поддержал позицию предпринимателя, решение нижестоящего суда оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2004 г. N А56-48846/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника