Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 июля 2004 г. N А56-32063/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Блиновой Л.В., Кирейковой Г.Г., при участии от закрытого акционерного общества Камнеобрабатывающий завод "Возрождение" юрисконсульта Парабковича Л.Л. (доверенность от 01.09.2003 N 56), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга главного специалиста Ильина А.Ю. (доверенность от 07.06.2004 N 16/10895),
рассмотрев 01.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Камнеобрабатывающий завод "Возрождение" на решение от 02.12.2003 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 02.04.2004 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32063/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Камнеобрабатывающий завод "Возрождение" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 01.09.2003 N 0317003618 о взыскании 85 897 руб. 41 коп. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог за 2002 год.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2004, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемое требование об уплате пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог выставлено Обществу неправомерно, поскольку данный налог должен исчисляться и уплачиваться налогоплательщиком в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - ФЗ N 110).
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция 01.09.2003 выставила Обществу требование N 0317003618 об уплате 85 897 руб. 41 коп. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог за 2002 год по состоянию лицевого счета налогоплательщика на 01.09.2003.
Общество не согласилось с данным требованием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным полагая, что сумма пеней исчислена Инспекцией в нарушении ФЗ N 110, поскольку исчисление и уплата налога на пользователей автодорог за 2002 год производилась Обществом в соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.99 N 252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах", то есть по мере поступления денежных средств за реализованную продукцию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что начисление пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог за 2002 год произведено налоговым органом правомерно в соответствии с ФЗ N 110.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене в части, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в связи с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов.
Следовательно, установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.
Вместе с тем статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.2001, а действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено. Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие указанного постановления приостановлено и на 2002 год.
Законом Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации установлен на 2002 год порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда, включая срок уплаты названного налога.
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.99 N 252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" (далее - Закон от 30.12.99 в редакции Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2001 N 784-102) предусмотрено, что "ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд Санкт-Петербурга в 2001-2002 годах, устанавливается в размере:
1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
1 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Уплата налога на пользователей автомобильных дорог производится ежемесячно на основании итогов реализации продукции (работ и услуг) и продажи товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца. Налогоплательщики, имевшие по отчетным данным предыдущего квартала размер среднемесячного платежа не более 2 тысяч рублей, а также субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", уплату налога производят один раз в квартал в соответствии с поданными декларациями в пятидневный срок по истечении срока, установленного для подачи деклараций за первый квартал, полугодие, девять месяцев, и в десятидневный срок по истечении срока, установленного для подачи декларации за год".
Согласно статьям 9 и 21 ФЗ N 110 статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 01.01.2003.
Согласно статье 21 ФЗ N 110 указанный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликований, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.
Так, в частности, статья 2 ФЗ N 110, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", а пункт 1 статьи 20 этого же Закона дополнен подпунктом "ж" "транспортный налог", а также статья 9 ФЗ N 110, предусматривающая, что из числа источников образования территориальных дорожных фондов исключается налог на пользователей автомобильных дорог, вступают в силу с 01.01.2003.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что в 2002 году налогоплательщики обязаны уплачивать спорный налог, поскольку он является действующим и законно установленным.
При этом положениями статьи 4 ФЗ N 110 установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 01.01.2003, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.
Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 01.01.2003, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.
Для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автодорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но неоплаченные по состоянию на 01.01.2003, определяется исходя из сумм дебиторской задолженности за товары, работы, услуги, отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но неоплаченные по состоянию на 01.01.2003 года. При этом для целей настоящей статьи суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 01.01.2003.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.02.2004 N 69-О, "согласно статье 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налогоплательщикам, определившим в учетной политике порядок признания выручки от реализации товаров по мере ее оплаты, предписано за товары, отгруженные, но не оплаченные на 1 января 2003 года, исчислить налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог исходя из суммы дебиторской задолженности на 1 января 2003 года, т.е. исходя из суммы, которую покупатели должны будут заплатить налогоплательщику в 2003 году за товары, которые были им отгружены в 2002 году. Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог подлежал уплате до конца 2002 года и только с 1 января 2003 года был отменен. Нормативные положения, обязывающие налогоплательщиков, определявших порядок признания выручки от реализации по мере ее оплаты, исчислить налог на пользователей автомобильных дорог с суммы дебиторской задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 года, тем самым изменили для этой категории налогоплательщиков порядок исчисления налоговой базы по данному налогу. У налогоплательщиков, применяющих метод признания выручки по оплате, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог рассчитывается на дату получения средств за отгруженные товары (работы, услуги). Следовательно, для этой категории налогоплательщиков порядок исчисления налоговой базы был изменен путем включения в нее суммы дебиторской задолженности. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации только акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, не могут иметь обратной силы. Оспариваемые же Арбитражным судом Республики Карелия законоположения являются переходными, потребность в которых возникает в ходе проводимой налоговой реформы, не содержат неясных, неопределенных норм, допускающих возможность их произвольного истолкования и применения, и не ухудшают положение налогоплательщиков".
Из анализа названных актов следует, что налогоплательщики применяющие в 2002 году разные методы определения выручки от реализации продукции, работ, услуг как получившие, так и не получившие выручку, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, в срок до 15.01.2003.
Следовательно, вывод судебных инстанций об обоснованности доначисления налоговым органом согласно акту сверки сторон от 06.11.2003 72 450 руб. 22 коп. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог по базе переходного периода по оспариваемому требованию, выставленного в соответствии с положениями пункта 4 статьи 69 НК РФ, является правильным.
Вместе с тем из названного акта сверки следует, что налоговым органом начислены пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог за 1-й, 2-й и 3-й кварталы 2002 года в сумме 13 447 руб. 19 коп.
Согласно статье 55 НК РФ налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога, которую налогоплательщик в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно уплатить в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из названных законодательных актов в 2002 году налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог по Санкт-Петербургу являлся календарный месяц.
В силу статьи 11 НК РФ недоимкой является сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Применительно к данному налогоплательщику, применявшего в 2002 году учетную политику - мере оплаты продукции, обязанность по уплате налога возникает с момента получения выручки от реализации продукции. Однако вопрос о том, как начислялись налоговым органом пени по названному налогу за 1-3-й кварталы 2002 году суд не исследовал, в связи с чем в этой части судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить Инспекции представить данные лицевого счета по налогу на пользователей автодорог за названный период, установить момент начисления пеней, а также его соответствие положениям статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.99 N 252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 года" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2001 N 784-102), после чего принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, в том числе разрешить вопрос о расходах по госпошлине за рассмотрение дела в судах трех инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.04.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32063/03 отменить в части отказа закрытому акционерному обществу "Камнеобрабатывающий завод "Возрождение" в удовлетворении требований о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга от 01.09.2003 N 0317003618 в части уплаты пеней по налогу на пользователей автодорог за 2002 год в сумме 13 447 руб. 19 коп. В этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2004 г. N А56-32063/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника