Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июля 2004 г. N А56-3988/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Конецкой Е.Ю. (доверенность от 28.04.2004 N 12295),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2004 по делу N А56-3988/04 (судья Саргин А.Н.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Карпино" (далее - Общество, ООО "Карпино") 5 113, 2 руб. штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление налоговой декларации по транспортному налогу за 2003 год (штраф в сумме 5 112 руб.) и пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату этого налога (штраф в сумме 6 руб.).
Решением от 11.03.2004 суд удовлетворил требования Инспекции в части взыскания с ООО "Карпино" 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ. Во взыскании остальной суммы штрафов отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и взыскать сумму штрафов в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной ООО "Карпино" налоговой декларации по транспортному налогу за 2003 год налоговая инспекция установила факт нарушения Обществом положений статьи 5 Закона Ленинградской области от 20.11.2002 N 51-оз "О транспортном налоге". Названным Законом установлен срок представления декларации по транспортному налогу - не позднее 1 июня соответствующего налогового периода, фактически же декларация представлена Обществом 10.07.2003. Кроме того, в результате арифметической ошибки, допущенной Обществом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет и указанная в декларацин, занижена на 6 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 26.09.2003 N 334 о привлечении ООО "Карпино" к налоговой ответственности по пужту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 5 112 руб. штрафа и по пункту 1 статья 122 НК РФ в виде взыскания 6 руб. штрафа.
Поскольку Общество не уплатило штрафные санкции в срок, указанный в требовании от 26.09.2003 N 1699, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налогового органа, проверить правильность применения судом первой инстанциип норм материального права, считает решение суда от 11.03.2004 законным и обоснованным.
Из положений статьи 356 НК РФ следует, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ (часть 1 статьи 357 НК РФ).
В пункте 1 статьей 363 НК РФ указано, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Из пункта 2 названной статьи следует, что налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Закона Ленинградской области от 20.11.2002 N 51-оз "О транспортном налоге" в редакции, действовавшей в 2003 году, установлена обязанность налогоплательщиков - организаций представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию не позднее 1 июня соответствующего налогового периода.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является нарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб. (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
Факт совершения ООО "Карпино" налогового правонарушения - несвоевременного представления декларации по транспортному налогу за 2003 год - 10.07.2003 (при сроке ее подачи до 02.06.2003) - установлен судом и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем кассационная инстанция считает правильным решение суда о частичном удовлетворении требования налогового органа о взыскании штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в сумме 100 руб. Суд, оценив в совокупности обстоятельства данного дела и имеющиеся в материалах дела документы, а также учитывая специфику норм Закона Ленинградской области от 20.11.2002 N 51-оз "О транспортном налоге", устанавливающих в 2003 году порядок исчисления и уплаты транспортного налога, а также представления налоговой декларации по транспортному налогу, обоснованно признал правомерным взыскание с ООО "Карпино" минимального размера штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 НК РФ, - 100 руб.
Принимая такое решение, суд исходил из того, что в соответствии со статьей 2 Закона Ленинградской области от 20.11.2002 N 51-ОЗ "О транспортном налоге" уплата налога осуществляется не позднее 01.09.2003 соответствующего налогового периода (налоговый период согласно статье 360 НК РФ - год). Исходя из методики расчета налога, установленного Областным законом, достоверно определить сумму налога, подлежащего уплате за 2003 год в декларации, которая подлежит представлению в налоговый орган в середине этого же 2003 года, невозможно. Подлежащая уплате до 01.09.2003 года сумма по сути является не налогом, исчисляемым с налоговой базы, определяемой по итогам налогового периода (статьи 52-55 НК РФ), а авансовым платежом транспортного налога.
Это обстоятельство учтено областным законодателем и Областным законом 17.07.2003 N 55-ОЗ в Закон Ленинградской области от 20.11.2002 N 51-оз "О транспортном налоге" внесены изменения в порядок и сроки уплаты транспортного налога, а также представления декларации, введенные в действие с 01.01.2004. Новыми нормами предусмотрена уплата авансовых платежей налога по итогам отчетных периодов (кварталов), а по итогам налогового периода установлена обязанность налогоплательщика осуществить окончательный расчет суммы налога и в срок до 20 января года, следующего за отчетным, представить налоговую декларацию и уплатить налог.
Учитывая названные изменения, суд обоснованно сослался на то, что на момент проведения проверки у Общества отсутствовала обязанность по уплате налога в том смысле, который придает данному понятию налоговое законодательство, и что указанная в поданной с нарушением установленного срока декларации сумма не является налогом, фактически подлежащим уплате за 2003 год.
Вместе с тем, суд, следуя букве закона, правомерно признал, что поскольку Обществом нарушена обязанность по представлению документа, названного в Областном законе декларацией, в установленный в 2003 году этим законом срок, налогоплательщик должен нести ответственность по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде уплаты штрафа в минимальном размере 100 руб.
Кассационная инстанция считает правомерным отказ суда первой инстанции во взыскании с Общества штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату платежа, фактически являющегося не налогом, а авансовым платежом.
В силу пункта 1 статьи 122 Кодекса штраф подлежит взысканию с налогоплательщика в случае неуплаты или неполной уплаты им сумм налога.
В соответствии с положениями статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Поскольку в статье 122 Кодекса прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм налога", в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.
В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации ответственность по пункту 1 статьи 122 НК РФ не может быть применена.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции от 11.03.2004 и удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2004 по делу N А56-3988/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2004 г. N А56-3988/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника