Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июля 2004 г. N А56-45090/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Ленполиграфмаш" Гудзь М.В. (доверенность от 20.09.2003 N 23-2) и Сиухиной Н.В. (доверенностъ от 17.12.2003 N 18-2), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Корнаухова Н.В. (доверенность от 19.09.2003 N 14-05/20817),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 11.02.2004 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 23.04.2004 (судьи Исаева И.А., Слобожанина В.Б. Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-45090/03,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленполиграфмаш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция): требования от 18.08.2003 N 0317003386 об уплате 331 130,81 руб. задолженности по пеням и решения от 01.09.2003 N 17-13/467, принятого на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) об обращении взыскания названной суммы пеней на денежные средства Общества, находящиеся на счетах в банках.
Решением от 11.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2004, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению налогового органа, принятое им решение является обоснованным и соответствует действующему законодательству, поскольку органами исполнительной власти Санкт-Петербурга распоряжений о продлении сроков реструктуризации платежей Общества в бюджет Санкт-Петербурга не принималось.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует го материалов дела, Общество 30.12.2002 подало в налоговую инспекцию заявление о реструктуризации задолженности по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, образовавшейся на 01.01.2002, с комплектом необходимых документов. Налоговая инспекция письмом от 13.05.2003 возвратила Обществу документы, не приняв решения о реструктуризации указанной в заявлении суммы, относящейся к налогам, зачисляемым в региональный и местный бюджеты, сославшись на то, что органами исполнительной власти Санкт-Петербурга распоряжение об осуществлении реструктуризации платежей в региональный и местные бюджеты одновременно с реструктуризацией платежей в федеральный бюджет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2003 N 172 не принималось. В отсутствие же такого документа налоговые органы не вправе принимать самостоятельно решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по платежам в региональный и местные бюджеты.
Общество обжаловало бездействие налоговой инспекции, выразившееся в уклонении от принятия решения о реструктуризации задолженности налогоплательщика по обязательным платежам в региональный и местный бюджеты, в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2003 по делу N А56-19398/03, вступившим в законную силу, бездействие налоговой инспекции признано незаконным, и на налоговый орган возложена обязанность вынести решение о реструктуризации спорной задолженности.
Вместе с тем 19.08.2003 налоговой инспекцией направлено в адрес Общества требование N 0307003386 об уплате 331 130,81 руб. - задолженности по пеням, начисленным на суммы недоимок, образовавшихся до 2002 года, подлежащих уплате в региональный и местный бюджеты.
В связи с неисполнением требования налоговая инспекция 01.09.2003 приняла решение N 17-13/467 о взыскании с Общества на основании и в порядке, установленном статьей 46 НК РФ, 331 130,81 руб. пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся в банках.
Налогоплательщик, считая требование и решение налогового органа незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными. В обоснование выдвинутых требований Общество ссылается на вступившее законную силу решение суда по делу А56-19389/03, которым признаны подлежащими реструктуризации суммы задолженности по региональным и местным налогам, а также пеням, начисленным на суммы недоимок. Налогоплательщик также ссылается на несоответствие содержания направленного ему требования положениям пункта 4 статьи 69 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации), что, по его мнению, влечет недействительность такого требования и, следовательно, недействительность решения налогового органа, принятого в результате неисполнения налогоплательщиком требования, оформленного с нарушением положений статьи 69 НК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали недействительными оспариваемые ненормативные акты налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебные акты законными обоснованными и не находит правовых оснований для их отмены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2003 N 172 установлен особый график реструктуризации задолженности налогоплательщиков перед Федеральным бюджетом. В соответствии с названным постановлением реструктуризации подлежат задолженность Общества по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным налоговых органов на 01.01.2002, но не более суммы задолженности на первое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам (в том числе признаваемая к взысканию), исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу постановления.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А56-19398/03, на налоговый орган возложена обязанность вынести решение о реструктуризации суммы задолженности по региональным и местным налогам, образовавшейся до 2002 года, а также начисленных на эти суммы пеней.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением суда признано незаконным уклонение (бездействие) налогового органа от вынесения решения о реструктуризации задолженности по региональным и местным налогам, образовавшейся до 2002 года, а также начисленных на эту сумму пеней. Это решение суда имеет преюдициальное значение для данного дела, поэтому доводы жалобы налоговой инспекции об отсутствии у нее права принимать самостоятельно решение о реструктуризации задолженности по платежам в бюджет Санкт-Петербурга при отсутствии распоряжения органов исполнительной власти об осуществлении реструктуризации платежей Общества в бюджет Санкт-Петербурга одновременно с реструктуризацией платежей в федеральный бюджет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2003 N 172, и правомерности принятых мер по взысканию задолженности по пеням отклоняются судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильным вывод судов двух инстанций о незаконном направлении налоговой инспекцией Обществу требования об уплате задолженности по пеням и о вынесении решения о принудительном взыскании пеней.
Кроме того, как правильно указали судебные инстанции, требование налогового органа 18.08.2003 N 0317003386 по содержанию не соответствует положениям пункта 4 статьи 69 НК РФ. Отсутствие в требовании указаний на суммы недоимок по налогам, на которые начислены пени; периоды, за которые начислены пени; ставки пеней, примененные налоговым органом при начислении пеней, нарушает права налогоплательщика, так как не позволяет ему проверить обоснованность суммы пеней по размеру. В спорном требовании в нарушение пункта 4 статьи 69 НК РФ не установлен срок его исполнения.
Принимая во внимание обоснованное признание судами выставленного налоговым органом требования недействительным, является недействительным и решение налогового органа от 01.09.2003 N 17-13/467 о взыскании 331 130,81 руб. за счет денежных средств Общества, находящихся на его счетах в банках, вынесено в связи с неисполнением такого требования.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятых по делу и оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 23.04.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-45090/03 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.В. Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2004 г. N А56-45090/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника