Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июля 2004 г. N А66-144-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Блиновой Л.В. и Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области Кочетова А.В. (доверенность от 20.05.04 N 17),
рассмотрев 13.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 05.03.04 по делу N А66-144-04 (судья Рощина С.Е.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с Администрации Глазковского сельского округа Оленинского района Тверской области (далее - Администрация) 7987 руб. недоимки и пеней по единому социальному налогу.
Определением суда от 05.03.04 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить определение от 05.03.04 и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация в лице ликвидационной комиссии, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Администрация о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность определения суда от 05.03.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекция на основании статей 45 и 69 НК РФ направила Администрации требование от 25.04.03 N 916 об уплате 5641 руб. единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также 5794 руб. пеней по названным налогу и взносам в срок до 12.05.03.
Поскольку направленное налоговым органом требование Администрация добровольно не исполнила, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции посчитал, что, поскольку ответчик находится в стадии ликвидации, обращение налогового органа в арбитражный суд противоречит положениям статьи 49 НК РФ, и прекратил производство по делу.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно пункту 4 статьи 29 АПК РФ к подведомственности арбитражному суду отнесены дела о взыскании с организаций обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В силу статей 31 и 46 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании задолженности по налогам, сборам и пеням.
Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение налогового органа о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Заявитель, обращаясь в суд, указал на пропуск им срока для принятия решения о взыскании налога и пеней за счет денежных средств Администрации. Ответчик также не оспаривает это обстоятельство. В связи с этим Инспекция лишена возможности в бесспорном порядке взыскать с Администрации налог и пени, а следовательно, вправе обратиться с заявлением о взыскании названных платежей в судебном порядке.
Статьей 49 НК РФ предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации. Однако положения этой статьи не исключают установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ права налогового органа на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью взыскания налогов и пеней в бесспорном порядке. Указанное право не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика.
Факт ликвидации организации, являющейся стороной по делу, имеет процессуальное значение применительно к пункту 5 части 1 статьи 150 АПК РФ как самостоятельное основание для прекращения производства по делу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51 Кодекса) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Факт завершения ликвидации Администрации судом первой инстанции не установлен, доказательства в подтверждение этого в деле отсутствуют. Следовательно, на момент вынесения определения от 05.03.04 у суда отсутствовали основания для прекращения производства по делу.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение по существу в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении спора суду следует учесть изложенное, дать оценку доказательствам, имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным участниками спора, и при отсутствии оснований для прекращения производства по делу принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 05.03.04 по делу N А66-144-04 отменить.
Дело направить в первую инстанцию того же суда для рассмотрения по существу.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.А.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июля 2004 г. N А66-144-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника