Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июля 2004 г. N А26-1313/04-213
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Шевченко А.В., Блиновой Л.В.,
рассмотрев 08.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2004 по делу N А26-1313/04-213 (судья Левичева Е.И.),
установил:
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Республики Карелия" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 20.01.2004.
Решением суда от 12.03.2004 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и в заявлении отказать. По мнению подателя жалобы суд неправильно применил нормы пункта "а" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон о налоге на имущество).
В отзыве на кассационную жалобу учреждение полагает решение суда законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного филиалом учреждения Суоярвским районным узлом почтовой связи (далее - филиал) расчета по налогу на имущество за 9 месяцев 2003 года и вынесла решение от 20.01.2004 об отказе в привлечении к налоговой ответственности с предложением филиалу уплатить 10 108 руб. налога на имущество.
Основанием для вынесения решения послужили следующие обстоятельства.
Учреждение в проверяемом периоде применило льготу по пункту "а" статьи 4 Закона о налоге на имущество, как бюджетное учреждение.
Налоговая инспекция посчитала, что филиал не является бюджетным учреждением, так как не открывал бюджетных счетов, ему не выделялись лимиты бюджетных средств на основании сметы доходов и расходов и доначислила налог на имущество.
Признавая решение налогового органа недействительным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом "а" статьи 4 Закона о налоге на имущество налогом на имущество не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Статьей 161 НК РФ дано понятие бюджетного учреждения как организации, созданной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" определено, что организациями федеральной почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, которое передается этим организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества (л.д. 13) за учреждением имущество закреплено на праве оперативного управления.
Положение об учреждении утверждено Председателем Государственного Комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Общее руководство работой учреждения осуществляет Департамент почтовой связи этого комитета.
Из учредительных документов учреждения следует, что оно подпадает под признаки бюджетного учреждения, понятие которого дано в статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод налоговой инспекции об отсутствии бюджетного финансирования и отсутствии сметы доходов и расходов судом кассационной инстанции не принимается, так как в статье 27 Закона о почтовой связи бюджетное финансирование определено как одна из нескольких составляющих финансирования деятельности организации федеральной почтовой связи. В материалах дела имеются письма о недостаточности бюджетного финансирования, в связи с чем дотации предоставляются убыточным управлениям федеральной почтовой связи, расположенных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям. Отсутствие бюджетного финансирования в связи с недостаточностью выделяемых денежных средств не влияет на определение статуса юридического лица заявителя как бюджетного учреждения.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что заявитель является бюджетным учреждением и имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, не облагается налогом на имущество.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2004 по делу N А26-1313/04-213 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. "а" ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество не облагается имущество бюджетных учреждений.
По мнению налогового органа, ГУ "Управление федеральной почтовой связи" не правомерно применило льготу по налогу на имущество, т.к. не является бюджетным учреждением.
Суд пришел к выводу, что учреждение имеет право на льготу.
В соответствии с п.1 ст. 11 НК РФ понятия других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли права. Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение определено как организация, созданная органом государственной власти РФ для осуществления социально-культурных и иных некоммерческих функций, и финансируемая из бюджета на основании сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях БК РФ признаются бюджетными учреждениями.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" организации федеральной почтовой связи - юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и учреждений на базе государственного имущества, которое передается им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Суд отметил, что учреждение подпадает под указанные в ст. 161 БК РФ признаки бюджетного учреждения. При этом признал необоснованным довод налогового органа о том, что учреждение не является бюджетным учреждением в связи с тем, что не у него не открыты бюджетные счета и ему не выделялись лимиты бюджетных средств на основании сметы доходов и расходов. При этом указал, что согласно ст. 27 Закона РФ N 167-ФЗ бюджетное финансирование является лишь одной из составляющих финансирования деятельности организации федеральной почтовой связи. Из-за недостаточности бюджетного финансирования дотации предоставляются только убыточным управлениям связи. Однако отсутствие бюджетного финансирования из-за недостаточности денежных средств, по мнению суда, не влияет на определение статуса юридического лица как бюджетного учреждения.
Суд поддержал позицию учреждения, решение по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2004 г. N А26-1313/04-213
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника