Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июля 2004 г. N А13-1/04-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В. и Кузнецовой Н.Г., при участии от открытого акционерного общества "Вологодская коммерческая компания" Караниной Н.К. (доверенность от 31.05.2004 N 32-1421),
рассмотрев 06.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.03.2004 по делу N А13-1/04-19 (судья Потеева А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Вологодская коммерческая компания" (далее - ОАО "ВКК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непроведении зачета 593 017 руб. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в счет предстоящих платежей по этому налогу.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество уточнило заявленные требования и просило признать недействительным требование налоговой инспекции от 19.11.2003 N 17-16/3191, содержащее отказ в принятии к вычету 595 097 руб. налога на добавленную стоимость и обязании налогового органа зачесть указанную сумму в счет предстоящих платежей по налогу.
Решением суда от 19.03.2004 требования Общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 19.03.2004, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество не вправе заявлять к вычету спорную сумму налога, поскольку приобретение земельных участков, в составе цены которых был уплачен налог, не связано с осуществлением операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Кроме того, налоговая инспекция считает, что к вычету могут быть заявлены суммы налога, уплаченные при приобретении материальных ценностей, затраты по приобретению которых включаются в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
Налоговая инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "ВКК" в 2003 году приобрело в собственность земельные участки, уплатив при их покупке 595 097 руб. налога на добавленную стоимость. Однако, в представленной в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2003 года Общество не указало к вычету налог, уплаченный при приобретении земельных участков. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основании этой декларации составила 402 080 руб. Налогоплательщиком платежным поручением от 21.07.2003 N 3522 перечислено 410 000 руб.
В октябре 2003 года ОАО "ВКК" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию за июнь 2003 года, в которой указало к вычету налог, уплаченный при приобретении земельных участков. Таким образом, на основании уточненной декларации возмещению из бюджета подлежало 193 017 руб. налога на добавленную стоимость. Позднее, 28.11.2003, Общество направило в налоговый орган письмо с просьбой зачесть 402 080 руб. налога, излишне уплаченного за июнь 2003 года, и 193 017 руб. налога, подлежащего возмещению на основании уточненной декларации, в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.
Налоговая инспекция 19.11.2003 направила налогоплательщику требование N 17-16/3191 об исправлении нарушений, в котором указала на необоснованное предъявление Обществом к вычету налога, уплаченного при приобретении земельных участков.
ОАО "ВКК" посчитало требование налогового органа незаконным и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на выполнение всех условий, с которыми в соответствии с законодательством о налоге на добавленную стоимость связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами ОАО "ВКК" и удовлетворил заявленные им требования в полном объеме.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Материалами дела (договорами, платежными поручениями, счетами-фактурами (листы дела 47-48, 72-90) подтверждается, что ОАО "ВКК" уплатило при приобретении земельных участков 595 097 руб. налога на добавленную стоимость.
Принятие земельных участков на учет налоговым органом не оспаривается.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованном предъявлении Обществом к вычету спорной суммы налога.
Кассационная инстанция отклоняет как не подтвержденные соответствующими доказательствами доводы налоговой инспекции о том, что приобретение земельных участков не связано с осуществлением операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость, поскольку судом первой инстанции установлено, что на спорных земельных участках расположены производственные здания Общества. Кроме того, то обстоятельство, что участки приобретались не для перепродажи, не означает, что они не будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции отклоняет также, как не соответствующую нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации - статьям 171 и 172 НК РФ - ссылку налоговой инспекции на то, что к вычету могут быть предъявлены только суммы налога, уплаченные при приобретении объектов, затраты по приобретению которых учитываются при налогообложении прибыли.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.03.2004 по делу N А13-1/04-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, и товаров, приобретаемых для перепродажи.
Налоговый орган считает, что общество не вправе заявлять к вычету сумму НДС, уплаченную в составе цены за приобретенные земельные участки, т.к. их приобретение не связано с осуществлением операций, облагаемых НДС.
Проанализировав материалы дела, суд сделал вывод, что общество выполнило все условия, с которыми закон связывает право на возмещение налога.
В соответствии с п.1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов о фактической уплате налога. При этом суммы налога подлежат вычету после принятия товаров, указанных в п.2 ст. 171 НК РФ, на учет.
Суд установил, что общество уплатило НДС при приобретении земельных участков и приняло указанные участки на учет, поэтому сделал вывод, что спорные суммы налога предъявлены к вычету правомерно.
При этом суд отклонил довод налогового органа о том, что приобретение участков не связано с деятельностью, облагаемой НДС. В связи с этим отметил, что на данных участках расположены производственные здания общества. Кроме того, тот факт, что участки приобретены не для перепродажи, по мнению суда, не означает, что они не будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2004 г. N А13-1/04-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника