Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 июля 2004 г. N А13-11590/03-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кирейковой Г.Г., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 14.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 16.02.2004 (судья Ралько О.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 14.04.2004 (судьи Маганова Т.В., Потеева А.В., Чельцова Н.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11590/03-26,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северсталь-Эмаль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - инспекция) от 17.09.2003 N 18-151 в части отказа в возмещении обществу 9 520 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) за май 2003 года. В заявлении общество просило суд устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов, обязав инспекцию возвратить названную сумму налога из федерального бюджета.
Решением от 16.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2004, суд удовлетворил заявление общества. Решение инспекции признано недействительным в оспариваемой части как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Суд обязал инспекцию в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о возмещении обществу 9 520 руб. налога из федерального бюджета.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Инспекция считает правомерным отказ обществу в возмещении 9 520 руб. НДС, поскольку в результате встречных проверок поставщиков общества - ООО "Химпромкомплекс", ООО "Кулинар-Д.РУ" и ООО "Триал") - выяснилось, что названные поставщики отсутствуют по зарегистрированному юридическому адресу, находятся в розыске и длительное время не представляют отчетность налоговому органу по месту регистрации либо представляют ее по почте. Поскольку проверки поставщиков направлены на установление факта оплаты товаров, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 172 НК РФ, их результаты свидетельствуют об отсутствии оснований для возмещения обществу налога из бюджета.
Представители инспекции и общества, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку декларации общества за май 2003 по экспортному НДС, а также документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов. Согласно декларации сумма НДС, принимаемая к вычету, составляет 211 774 руб.
В ходе проверки инспекция установила соответствие названных документов требованиям статьи 165 НК РФ как по объему, так и по содержанию. Проверкой подтверждены: факт реального экспорта, факт поступления на счет общества экспортной выручки на весь объем реализации, а также факт уплаты заявителем предъявленной к возмещению суммы НДС поставщикам экспортированных товаров.
По результатам проверки инспекция приняла решение от 17.09.2003 N 18-151 о возмещении обществу 202 253,5 руб. налога и об отказе в возмещении 9 520,5 руб. налога. Отказ обусловлен результатами встречных проверок поставщиков общества и положениями пункта 4 статьи 176 НК РФ. Выводы инспекции основаны на том, что три поставщика общества (ООО "Химпромкомплекс", ООО "Кулинар-Д.РУ" и ООО "Триал") "находятся в розыске, их местонахождение неизвестно". Кроме того, инспекция указала на ненадлежащее представление этими предприятиями налоговой отчетности.
Удовлетворяя заявление общества, судебные инстанции правильно применили нормы материального права.
Право налогоплательщика на возмещение НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. Налоговый орган не позднее трех месяцев со дня представления этих документов должен принять решение о возмещении сумм налога путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов на основании документов, указанных в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Названные нормы не связывают право налогоплательщика на возмещение НДС с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг). Этими нормами не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).
В связи с этим суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод жалобы о том, что "мероприятия по встречной проверке поставщиков направлены на проверку факта оплаты товаров и материальных ресурсов их поставщикам, что соответствует положениям пункта 1 статьи 172 НК РФ".
При таких обстоятельствах, поскольку инспекция не оспаривает правомерность применения заявителем ставки налога 0 процентов, следует признать, что у нее отсутствовали законные основания для отказа обществу в возмещении 9 520 руб. экспортного НДС за май 2003 года.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены решения и постановления суда не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.04.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11590/03-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В.Блинова |
Т.В.Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2004 г. N А13-11590/03-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника