Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июля 2004 г. N А56-44788/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Форест" Ермохиной С.П. (доверенность от 24.02.2004 N 12), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу Потапова А.В. (доверенность от 17.06.2004 N 03-05/14940), рассмотрев 14.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2004 по делу N А56-44788/03 (судья Масенкова И.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Форест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 06.11.2003 N 281 об отказе в возмещении 119 148 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспортным операциям за июль 2003 года и обязании возместить из бюджета указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет Общества.
Решением суда от 09.03.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно предъявило к возмещению сумму НДС при экспорте по контракту от 15.01.2003 N 1, заключенному с иностранной фирмой "Tessoro - 2000"ВТ, Будапешт, Венгрия, поскольку представленными Обществом выписками банка не подтверждается поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара, в свифтовом сообщении к выписке банка от 25.02.2003 счет не соответствует счету, указанному в контракте. На представленных грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) N 10210100/120203/0002058, N 10210100/270303/0004827 отсутствует наклеенная марка таможенного контроля и имеется только рукописный аналог отметки "Товар вывезен". Также Обществом нарушено положение подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), поскольку в счете-фактуре от 11.02.2003 N 000050 отсутствует информация об идентификационном номере покупателя. Также Общество неправомерно предъявило к возмещению сумму НДС при экспорте по контракту от 15.01.2003 N 2, заключенному с иностранной фирмой "Magyar Szolofurt KFT", Будапешт, Венгрия, поскольку представленными Обществом выписками банка не подтверждается поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара. На представленных налогоплательщиком ГТД N 1021000/040303/0003261, N 10210100/200203/0002554, N 10210100/200303/0004310, N 10210100/090403/0005652, N 10210100/140403/0005947 отсутствует наклеенная марка таможенного контроля и имеется только рукописный аналог отметки "Товар вывезен". Также Обществом нарушено положение подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в счете-фактуре от 05.03.2003 N 67 отсутствует информация об идентификационном номере покупателя.
В представленных к кассационной жалобе дополнениях налоговая инспекция указала на отсутствие на товарно-транспортных накладных (далее - CMR) отметок "Товар вывезен".
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить судебный акт без изменения.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество согласно контрактам от 15.01.2003 N 1 и N 2, заключенным с иностранными фирмами "Tessoro - 2000"ВТ, Будапешт, Венгрия и "Magyar Szolofurt KFT", Будапешт, Венгрия соответственно, осуществляло экспорт лесоматериалов.
Общество 06.08.2003 представило в налоговую инспекцию декларацию за июль 2003 года по экспортным операциям, НДС по которым исчисляется по ставке 0 процентов. Вместе с декларацией Общество представило документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение налоговых вычетов. В декларации заявлено к вычету 119 148 руб. НДС.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленной Обществом декларации и документов по вопросу правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям.
В ходе проверки налоговая инспекция установила неправомерное заявление Обществом к вычету 119 148 руб. НДС за июль 2003 года, в связи с нарушением налогоплательщиком положений подпунктов 2, 3, 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 06.11.2003 N 281 об отказе в возмещении 119 148 руб. НДС и составил мотивированное заключение.
Общество с названным решением не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования Общества, указал на выполнение налогоплательщиком всех требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих право налогоплательщика на возмещение НДС, а также на отсутствие у налогового органа оснований для отказа Обществу в возмещении 119 148 руб. НДС.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, приведенных в статье 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение НДС при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и статьей 176 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение НДС.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о несостоятельности довода налоговой инспекции о нарушении Обществом подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ. Налоговый орган считает, что представленными выписками банка не подтверждается поступление выручки от иностранного лица - покупателя, поскольку денежные средства поступили со счета "47416", назначение которого, согласно Положению Центрального банка Российской Федерации от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" - это учет сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения".
Для целей применения льготной налоговой ставки в подпункте 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не установлены специальные требования к выписке банка, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы в подтверждение поступления валютной выручки по экспортному контракту, которые бы запрещали участие филиалов банков в расчетах между экспортером товара и иностранным покупателем.
Вопросы, связанные с источником поступления валютной выручки, налоговый орган имеет возможность выяснить в ходе осуществления мероприятий налогового контроля, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на проведение которых установлен трехмесячный срок, в том числе путем истребования у налогоплательщика согласно статьям 87, 88 НК РФ необходимых дополнительных пояснений и документов.
Кроме того, нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций, не связывается с использованием банками или иностранным покупателем конкретного счета для осуществления расчетов по внешнеторговому контракту.
Поступление выручки от иностранных покупателей по контрактам от 15.01.2003 N 1 и N 2, подтверждается представленными налогоплательщиком выписками банка, мемориальными ордерами, свифтовыми сообщениями, в которых в качестве плательщиков и получателя выручки указаны иностранные компании "Tessoro - 2000"ВТ и "Magyar Szolofurt KFT" и Общество соответственно, то есть покупатели и продавец по указанным контрактам.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным и довод налоговой инспекции о несоответствии ГТД и CMR требованиям, предусмотренным статьей 165 НК РФ в связи с отсутствием на ГТД наклеенных марок таможенного контроля и наличием только рукописного аналога отметки "Товар вывезен" и в связи с отсутствием на CMR отметок "Товар вывезен".
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, экспортером в налоговый орган представляются копии ГТД и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен таможенный контроль.
Во исполнение данного указа Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (далее - ГТК) издан приказ от 07.07.95 N 443, пунктом 1 которого предписано не осуществлять таможенный контроль и не производить таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь. Поскольку таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых товаров на границе Российской Федерации и Республики Беларусь отменены, невозможно проставление таможенным органом каких-либо отметок о вывозе товара.
Пунктом 3 приказа ГТК N 598 предусмотрено проставление на обратной стороне ГТД заверенной отметки "Товар вывезен полностью" и даты фактического перемещения товаров через внешнюю границу Таможенного союза по информации таможенного органа государства - участника Таможенного союза, что необходимо для осуществления налогового контроля, но не предусмотрено подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ для обоснования применения ставки 0% и налоговых вычетов при предъявлении НДС к возмещению.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Пунктом 3" следует читать "Пунктом 6"
На представленных Обществом копиях ГТД и CMR имеется отметка "Выпуск разрешен" таможни, производившей таможенное оформление и отметки о вывозе товаров за пределы внешней границы Таможенного союза государств - участников СНГ, что является достаточным доказательством экспорта товаров.
Кроме того, письмом Петербургской таможни Северо-Западного таможенного управления от 17.11.2003 подтверждается вывоз товара за пределы внешней границы Таможенного союза.
Кроме того, нормами налогового законодательства право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций, не связывается с наличием на ГТД марки таможенного контроля, а также не запрещено проставление отметок "Товар вывезен" в рукописном виде.
Суд кассационной инстанции считает также необоснованным довод налоговой инспекции о нарушении Обществом подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в счетах-фактурах от 11.02.2003 N 000050, от 05.03.2003 N 67 отсутствует информация об идентификационном номере покупателя.
В статье 169 НК РФ счет-фактура определен как документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 5 статьи 169 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в счете-фактуре. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ к таким сведениям относятся в том числе, идентификационные номера налогоплательщика - покупателя.
В данном случае счет-фактура от 11.02.2003 N 000050 оформлен с соблюдением подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ, а в счет-фактуру от 05.03.2003 N 67 Общество внесло необходимые исправления.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2004 по делу N А56-44788/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2004 г. N А56-44788/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника