Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 июля 2004 г. N А42-9980/03-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Шевченко А.В., при участии от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Печенгского отделения N 8223 Биушкиной Д.А. (доверенность от 20.01.2004 N 01-2/12-291), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области на решение от 17.02.2004 (судья Востряков К.А.) и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2004 (судьи Сачкова Н.В., Янковая Г.П., Быкова Н.В.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-9980/03-25,
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Печенгского отделения N 8223 (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области (далее - Инспекция) о возврате из бюджета излишне уплаченных 524 руб. налога с владельцев транспортных средств за 2001-2002 годы.
Решением суда от 17.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2004, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 17.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2004 в части возврата заявителю 373 руб. налога с владельцев транспортных средств за 2001 год и отказать в удовлетворении этой части требований. По мнению подателя жалобы, суд неправильно истолковал положения статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", необоснованно посчитал, что возврату подлежит налог с владельцев транспортных средств, уплаченный налогоплательщиком сверх ставок, установленных федеральным законодательством, до вынесения Конституционным Судом Российской Федерации определений от 10.04.02 N 104-О и N 107-О.
Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Банк в 2001-2002 годах уплачивал налог с владельцев транспортных средств по ставкам, установленным законодательством Мурманской области и превышающим ставки названного налога, установленные федеральным законодательством. Банк 03.10.2003 представил в налоговый орган по месту нахождения филиала уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств и заявление о возврате излишне уплаченного налога за период с 01.01.2000 по 01.01.2003.
Письмом от 13.10.2003 Инспекция отказала Банку в возврате излишне уплаченной суммы налога, которая за 2001 и 2002 годы составила 524 руб. (лист дела 32).
Суд удовлетворил заявленные Банком требования, и кассационная инстанция считает судебные акты правильными.
В пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации") установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Законами Мурманской области N 239-01-ЗМО и N 321-01-ЗМО установлены повышенные ставки налога относительно ставок, определенных пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997, от 11.11.1097 и от 30.01.2001.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.1997, от 11.11.1997 и от 30.01.2001 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном законе, а также положения Законов Мурманской области об установлении повышенных ставок, не могут применяться судами и налоговыми органами.
Поэтому кассационная инстанция считает ошибочным довод Инспекции о том, что указанные положения Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивают юридическую силу с момента начала действия определений Конституционного Суда Российской Федерации N 104-О и N 107-О, то есть с 10.04.2002. Следовательно, Банк при исчислении налога с владельцев транспортных средств за 2001-2002 годы в уточненных декларациях (расчетах) правомерно применил ставки названного налога, установленные Законом "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение и постановление суда, принятые по настоящему делу, соответствующими нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2004 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-9980/03-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2004 г. N А42-9980/03-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника