Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июля 2004 г. N А13-2400/04-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Блиновой Л.В. и Кузнецовой Н.Г., при участии от открытого акционерного общества "Промышленно-строительный банк" Лапина А.В. (доверенность от 07.05.2004 N 2-3156),
рассмотрев 13.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2004 по делу N А13-2400/04-05 (судья Маганова Т.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Промышленно-строительный банк" (далее - ОАО "ПСБ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) от 04.02.2004 N 229 в части обязания Общества уплатить 38 374 руб. 91 коп. пеней по налогу на прибыль, начисленных по состоянию на 03.02.2004.
Решением суда от 25.03.2004 требования Общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 25.03.2004, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Налоговый орган считает, что им правомерно начислены Обществу пени за неполную уплату налога на прибыль, подлежащего перечислению в бюджет Вологодской области, поскольку в нарушение статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик при исчислении налога, подлежащего зачислению в указанный бюджет, применял ставку 4,5 процента, тогда как следовало применять ставку 14,5 процента.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания жалобы надлежащим образом извещена, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, филиал "Вологодский" ОАО "ПСБ", руководствуясь Законом Вологодской области от 04.01.2002 N 749-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год" (далее - Закон Вологодской области N 749-ОЗ), исчислял и уплачивал налог на прибыль за девять месяцев 2002 года по следующим ставкам: 7,5 процента - в федеральный бюджет; 4,5 процента - в областной бюджет; 12 процентов - в городской бюджет.
Налоговая инспекция в письме от 24.10.2002 N 10-08 уведомила Общество о необходимости представить уточненные декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды 2002 года с использованием ставок, предусмотренных статьей 284 НК РФ.
После пересчета налога филиал "Вологодский" ОАО "ПСБ" представил в налоговый орган уточненные декларации, в результате чего у него возникла переплата по налогу на прибыль в сумме 1 598 249 руб. в части, подлежащей зачислению в городской бюджет, и недоимка в такой же сумме в части налога, подлежащего зачислению в бюджет Вологодской области.
В связи с этим налоговый орган направил Обществу требование от 04.02.2004 N 299 об уплате 38 374 руб. 91 коп. пеней, начисленных за несвоевременное перечисление налога на прибыль в бюджет Вологодской области.
ОАО "ПСБ" посчитало указанное требование незаконным и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что первоначально исчисление и уплата налога произведены им в соответствии с требованиями Закона Вологодской области N 749-ОЗ, который в установленном законом порядке не признан недействующим.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами ОАО "ПСБ" и признал недействительным требование налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.
Как следует из статьи 1 НК РФ, законодательство о налогах и сборах состоит из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 НК РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В статье 6 НК РФ перечислены основания признания нормативного правового акта о налогах и сборах не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, а в пункте 3 названной статьи указано, что признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации осуществляется в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "ПСБ" производило уплату налога на прибыль по ставкам, определенным Законом Вологодской области N 749-ОЗ, что, по мнению налогового органа, привело к переплате налога, подлежащего зачислению в городской бюджет, и образованию недоимки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет Вологодской области.
Так, статьей 6 Закона Вологодской области N 749-ОЗ предусмотрено, что налог на прибыль организаций, состоящих на учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде, исчисляется в областной бюджет по ставке 4,5 процента. Статьей 8 названного Закона закреплены нормативы отчислений налога на прибыль бюджетам муниципальных образований (приложение N 1 к Закону Вологодской области N 749-ОЗ). В частности, указанным Законом предусмотрено, что для налогоплательщиков, состоящих на учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде, оставшиеся 10 процентов налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет (исходя из положений статьи 284 НК РФ уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производится по ставке 14,5 процента), передаются (отчисляются) в бюджет города Вологды.
Законом Вологодской области от 04.12.2002 N 849-ОЗ в статью 8 Закона Вологодской области N 749-ОЗ внесены изменения, в соответствии с которыми налог на прибыль, поступающий в областной бюджет сверх ставок, установленных статьей 6 Закона Вологодской области N 749-ОЗ, передается бюджетам муниципальных образований в порядке взаимных расчетов по фактически поступившим суммам. Причем изменения в статью 6 Закона Вологодской области N 749-ОЗ не вносились.
Как указано в пункте 1 статьи 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П, пени являются компенсацией потерь казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налогов.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая то, что положения статей 6 и 8 Закона Вологодской области N 749-ОЗ, касающиеся исчисления и уплаты налога на прибыль, не признаны в установленном пунктом 3 статьи 6 НК РФ порядке не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для начисления пеней, предусмотренных статьей 75 НК РФ, исходя из сущности пеней как компенсации потерь того бюджета, в который сумма налога должна быть зачислена, в том числе с учетом действующих положений законодательства субъекта Российской Федерации.
Кроме того, необходимо учитывать, что суммы налога на прибыль, исчисленные согласно Закону Вологодской области N 749-ОЗ по ставке 10 процентов, подлежали зачислению (передаче) в бюджет города Вологды как до вступления в силу Закона Вологодской области от 04.12.2002 N 849-ОЗ, которым в статью 8 Закона Вологодской области N 749-ОЗ внесены изменения, так и после внесения изменений.
Следовательно, при своевременной уплате налога на прибыль в бюджет города Вологды в соответствии со статьями 6 и 8 Закона Вологодской области N 749-ОЗ бюджет Вологодской области не несет потерь, подлежащих компенсации способом, предусмотренным статьей 75 НК РФ. Факт своевременной уплаты Обществом налога на прибыль в местный бюджет (бюджет города Вологды) налоговая инспекция не оспаривает.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает необоснованным начисление налоговым органом Обществу спорной суммы пеней и направление налогоплательщику требования об их уплате.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2004 по делу N А13-2400/04-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2004 г. N А13-2400/04-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника