Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 2004 г. N А13-11779/03-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., рассмотрев 08.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Вологодской области на решение от 11.03.04 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 16.04.04 (судьи Маганова Т.В., Виноградова Т.В., Крутова Т.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11779/03-19,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз "Стризнево" (далее - кооператив, колхоз "Стризнево") обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району (после реорганизации - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Вологодской области; далее - Инспекция) от 19.11.03 N 46, а также требований от 19.11.03 N 1333 об уплате налога и N 1337 об уплате штрафных санкций.
Решением от 11.03.04 суд удовлетворил требования заявителя.
Постановлением от 16.04.04 апелляционная инстанция оставила решение суда от 11.03.04 без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статьи 179.1 и подпункта 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную налоговую проверку полноты и правильности исчисления и уплаты в бюджет колхозом "Стризнево" акцизов за период с 01.01.03 по 30.06.03.
В ходе проверки налоговый орган установил, что кооператив, имевший на период с 01.01.03 по 26.02.03 свидетельство о регистрации в качестве лица, совершающего операции с нефтепродуктами, не исчислил и не уплатил 29 725 руб. 75 коп. акциза.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 21.10.03 N 46 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений принято решение от 19.11.03 N 46 о привлечении колхоза "Стризнево" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа (5 945 руб. 15 коп. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ и 362 руб. 68 коп. по пункту 1 статьи 119 НК РФ). Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить 29 725 руб. 75 коп. акциза и 3 811 руб. 97 коп. пеней.
В требованиях от 19.11.03 N 1333 об уплате налога и N 1337 об уплате штрафных санкций кооперативу предложено уплатить начисленные в соответствии с решением Инспекции от 19.11.03 N 46 суммы налога, пеней и штрафа в срок до 01.12.03.
Удовлетворяя требования кооператива, суд исходил из того, что для уплаты акциза при приобретении нефтепродуктов, в том числе в собственность, необходимы два условия: наличие свидетельства и приобретение нефтепродуктов с целью их последующей реализации. При этом он указал на то, что свидетельство от 24.01.03 серии 35 N 001023994 о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, выдано налоговым органом с нарушением Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.02.03 N БГ-3-03/52 (далее - Порядок). Кроме того, кооператив в проверяемом периоде приобретал нефтепродукты для собственных нужд и налоговым органом не установлено операций по их реализации третьим лицам, а следовательно, доначисление Инспекцией акциза, штрафа и пеней суд посчитал неправомерным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Согласно статье 179 НК РФ плательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 182 НК РФ приведен перечень операций, которые признаются объектом обложения акцизом, причем операции с нефтепродуктами выделены отдельно.
С 01.01.02 вступила в силу статья 179.1 НК РФ, в соответствии с которой организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов, выдаются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Из содержания названной статьи следует, что свидетельство выдается только тем лицам, которые имеют в собственности мощности, необходимые для осуществления соответствующего вида деятельности.
Как указано в пункте 3 статьи 179.1 НК РФ, порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Такой порядок утвержден приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52.
Федеральным законом от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.02 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации") в статью 182 НК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.03.
Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.03) объектом налогообложения признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. При этом для целей исчисления акциза получением нефтепродуктов признаются приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 187 НК РФ налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении (абзац 2 пункта 3 статьи 187 НК РФ).
Таким образом, в отдельных случаях появление объекта обложения акцизом при осуществлении операций с нефтепродуктами связано с наличием у налогоплательщика свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. При этом ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.02.03 N БГ-3-03/52, ни иными нормативными актами не установлено обязанности налогоплательщика, осуществляющего операции с нефтепродуктами, получать указанное свидетельство.
Кассационная инстанция считает необоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно того, что свидетельство выдано налоговым органом с нарушением Порядка, поскольку они противоречат материалам дела, так как в нем имеются документы, подтверждающие наличие мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов (акт о реконструкции нефтебазы и справка об объемах мощностей по оптово-розничной реализации нефтепродуктов от 04.01.03), на основании которых налоговый орган выдал кооперативу данное свидетельство. Кроме того, решение Инспекции от 21.01.03 N 16-13/158 о выдаче свидетельства не было оспорено заявителем в судебном порядке.
Также ошибочен вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что объект обложения акцизом возникает у организаций и предпринимателей при одновременном наличии двух условий, а именно: свидетельства на право совершать операции с нефтепродуктами, указанные статьей 179.1 НК РФ, и получение нефтепродуктов в собственность в целях совершения в последующем операций по их реализации в соответствии, с имеющимся у них свидетельством (оптовая, оптово-розничная или розничная).
В данном случае законодатель не ставит уплату акциза при приобретении нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, в зависимость от дальнейшей реализации этих нефтепродуктов, поскольку в силу пункта 1 статьи 182 НК РФ, для целей исчисления акциза в данном случае необходимы два иных условия, а именно: наличие свидетельства и приобретение нефтепродуктов в собственность.
Таким образом, с 01.01.03 налогоплательщиками акциза по нефтепродуктам становятся не только производители, но и организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции с нефтепродуктами (оптовая, оптово-розничная или розничная), имеющие свидетельство, которые после приобретения нефтепродуктов самостоятельно начисляют и уплачивают акциз в бюджет. Лица же, не имеющие свидетельства, фактически уплачивают сумму акциза в составе стоимости получаемых (приобретенных) подакцизных нефтепродуктов.
Из материалов дела следует, что кооператив имел в период с 24.01.03 по 26.02.03 свидетельство от 24.01.03 серии 35 N 001023994 о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов, а следовательно, в силу положений статьи 179.1 НК РФ является плательщиком акциза в период действия названного свидетельства.
При этом несостоятелен вывод суда апелляционной инстанции о том, что кооператив, являясь конечным покупателем нефтепродуктов, уплатил акциз в составе цены за приобретенные подакцизные товары, а следовательно, доначисление налоговым органом акциза на основании оспариваемого решения Инспекции является повторным.
Из счетов-фактур, имеющихся в материалах дела (листы дела 60-66) и положенных налоговым органом в основу оспариваемого решения, следует, что они не содержат сумм уплаченного кооперативом акциза в составе цены за приобретенные нефтепродукты.
Однако Инспекция включила в расчет акциза, подлежащего уплате кооперативом в бюджет, авансовые отчеты физических лиц (листы дела 50-59). При этом решение Инспекции не содержит каких-либо доводов налогового органа о правомерности включения им названных документов по топливу, приобретенному на автозаправочной станции, в расчет доначисленной суммы акциза.
Между тем, учитывая различный порядок уплаты акциза (организаций, имеющих свидетельство, и физических лиц) суды ни первой, ни апелляционной инстанций не дали оценки документам, положенным налоговым органом в основу оспариваемого решения и имеющимся в материалах дела.
Вместе с тем данные обстоятельства, по мнению кассационной инстанции, имеют существенное значение при разрешении настоящего спора. Однако, поскольку они не были предметом исследования судов ни первой, ни апелляционной инстанций, судебные акты (решение и постановление), в силу пункта 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении необходимо исследовать имеющиеся в деле документы (счета), установить правомерность включения Инспекцией в расчет акциза документов, поименованных в оспариваемом решении (авансовых отчетов физических лиц), и дать им правовую оценку. В случае необходимости следует предложить сторонам провести сверку расчетов и с учетом фактически установленных обстоятельств дела, доводов сторон, а также правовой позиции суда кассационной инстанции, изложенной в настоящем постановлении, принять по делу законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах решение суда от 11.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.04 признаны кассационной инстанцией подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11779/03-19 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2004 г. N А13-11779/03-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника