Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июля 2004 г. N А13-11281/03-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., рассмотрев 15.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 09.02.04 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 02.04.04 (судьи Маганова Т.В., Пестерева О.Ю., Кудин А.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11281/03-19,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд Вуд" (далее - Общество, ООО "Норд Вуд") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - Инспекция) от 15.10.03 N 18-166 об отказе Обществу в возмещении 229 206 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2003 года и обязании Инспекции принять решение о возмещении ООО "Норд Вуд" указанной суммы налога.
Решением от 09.02.04 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением от 02.04.04 апелляционная инстанция оставила решение суда от 09.02.04 без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекция по результатам камеральной налоговой проверки представленных ООО "Норд Вуд" налоговой декларации по НДС за II квартал 2003 года и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), приняла решение от 15.10.03 N 18-166 об отказе ООО "Норд Вуд" в возмещении 229 206 руб. НДС.
По мнению налогового органа, основанием для отказа Обществу в возмещении указанной суммы налога послужило несоответствие условий договоров поставки (пиломатериалов) между обществом с ограниченной ответственностью "Берсек" - поставщик 1 звена (далее - ООО "Берсек") и ООО "Норд Вуд" фактическому способу поставки данного груза на экспорт. Кроме того, по результатам встречной проверки общество с ограниченной ответственностью "Вега" - поставщик 2 звена (далее - ООО "Вега") отсутствует по указанному в счетах-фактурах юридическому адресу и не представляет отчетность в налоговый орган по месту регистрации. По результатам встречной проверки ООО "Берсек" Инспекция установила, что счета-фактуры, выставленные ООО "Вега" на отгрузку продукции (пиломатериалов) на сумму 3 354 663 руб. 70 коп., оформлены с нарушениями требований, установленных пунктами 2 и 6 статьи 169 НК РФ.
Общество, считая, что решение от 15.10.03 N 18-166 вынесено Инспекцией необоснованно, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, а также, на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога поставщику, реального экспорта конкретного товара и представления полного пакета документов, указанных в статье 165 НК РФ.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается соблюдение Обществом указанных требований законодательства. Факты экспорта товаров, а также уплаты Обществом НДС налоговым органом не оспариваются и материалами дела подтверждаются. Приобретение товаров (пиломатериалов), оплата и оприходование товарно-материальных ценностей у ООО "Берсек" также подтверждены представленными Обществом документами и результатами встречной проверки Инспекции не опровергнуты, а следовательно, вывод, сделанный судами первой и апелляционной инстанций, о том, что несоответствие условий договоров поставки между ООО "Берсек" и ООО "Норд Вуд" фактическому способу доставки груза не влияет на возмещение НДС, является правомерным.
Доводы жалобы Инспекции о том, что она в ходе встречных проверок поставщиков ООО "Норд Вуд" (1 и 2 звена) выявила нарушения ими законодательства о налогах и сборах, в частности, ненадлежащее оформление счетов-фактур, отсутствие ООО "Вега" (поставщик 2 звена) по юридическому адресу и сведений, подтверждающих уплату им НДС в бюджет, правомерно признаны судами первой и апелляционной инстанций несостоятельными, поскольку ООО "Норд Вуд" не может нести ответственность за действия третьих лиц.
Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров, и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ. При этом Общество представило доказательства уплаты им НДС поставщику 1 звена (ООО "Берсек").
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении спора в кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.02.04 и постановление апелляционной инстанции от 02.04.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11281/03-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июля 2004 г. N А13-11281/03-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника