Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2004 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июля 2004 г. N А66-839-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Блиновой Л.В. и Троицкой Н.В.,
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2004 г. во вводной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "N А66-839-03" следует читать "N А66-839-04"
рассмотрев 29.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.03.04 по делу N А66-839-03 (судья Перкина В.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Три семерки" (далее - Общество) 15 000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 18.03.04 Инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 18.03.04 и принять новое. По мнению подателя жалобы, Общество в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 23 НК РФ и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не оформляло первичные документы (расходные кассовые ордера) при получении физическими лицами выигрышей на игровых автоматах. Однако суд первой инстанции неправомерно освободил налогового агента от ответственности на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решение суда от 18.03.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет налога на доходы физических лиц, а также полноты и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за период с 06.09.01 по 14.07.03, результаты которой отражены в акте от 25.07.03 N 1633/2002ДСП. В ходе проверки налоговый орган сделал вывод о том, что налоговый агент в течение более одного периода неправомерно не оформлял расходные кассовые ордера при получении физическими лицами выигрышей на игровых автоматах и не вел учета доходов таких лиц.
Решением от 11.08.03 N 04/1665 Инспекция привлекла Общество к ответственности в виде взыскания 15 000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ.
Требованием от 11.08.03 N 04-14/437 налоговый орган предложил налоговому агенту в срок до 21.08.03 уплатить сумму штрафных санкций.
Общество добровольно не исполнило требование Инспекции, в связи с чем она обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд, отказывая налоговому органу в удовлетворении требований о взыскании штрафа, сделал вывод о том, что при получении выигрышей, выплачиваемых организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр, Общество не обязано вести учет фактического дохода физических лиц, а следовательно, требование налогового органа об оформлении Обществом расходных кассовых ордеров необоснованно. Суд первой инстанции указал, что такие физические лица являются самостоятельными налогоплательщиками.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем без участия в указанных играх представителей игорного заведения.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом в числе указанных в приведенной норме документов утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
В силу пункта 1 статьи 9 названного Закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В пункте 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Судом первой инстанции установлено, что Общество, исходя из специфики своей деятельности, оформляло первичные документы в соответствии с установленной учетной политикой: факт выигрыша фиксировался по показаниям контрольных счетчиков игровых автоматов, а доход от игрового аппарата поступал в кассу посредством оформления кассиром приходного кассового ордера.
Поскольку выплата выигрышей физическим лицам производится без участия кассира Общества и представителей игорного заведения, заявитель правомерно не оформлял расходные кассовые ордера при получении физическими лицами таких выигрышей.
Более того, согласно пункту 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В силу пункта 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что исчисление и уплату налога с выигрышей, выплачиваемых организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), производят налогоплательщики - физические лица, получающие такие выигрыши. При этом налог исчисляется из сумм выигрышей и уплачивается в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
Таким образом, Общество не признается налоговым агентом по отношению к физическим лицам, получившим выигрыши, а следовательно, не обязано вести учет доходов таких физических лиц и представлять в налоговый орган эти сведения.
Кроме того, пунктом 1 статьи 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 этой же статьи.
В пункте 2 статьи 120 НК РФ установлена ответственность за те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, а пунктом 3 названной статьи - если они повлекли занижение налоговой базы.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Из приведенной нормы следует, что положения статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, поскольку в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ прямо указан субъект такого правонарушения - налогоплательщик, а расширение в правоприменительной практике сферы действия норм о налоговой ответственности недопустимо.
Отсутствие у Общества документов может повлечь привлечение его к ответственности на основании статьи 120 НК РФ только в случае проверки его деятельности в качестве налогоплательщика.
Таким образом, поскольку налоговый агент не является субъектом правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 НК РФ, суд правомерно отказал Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2004 г. в резолютивной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "N А66-839-03" следует читать "N А66-839-04"
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.03.04 по делу N А66-839-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 2 ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.
По мнению налогового органа, общество, являясь налоговым агентом, в течение более одного налогового периода неправомерно не оформляло расходные кассовые ордера при получении физическими лицами выигрышей на игровых автоматах и не вело учет доходов указанных лиц. Поэтому к ответственности по п.2 ст. 120 НК РФ оно привлечено правомерно.
Суд, исследовав материалы дела, сделал вывод, что общество не подлежит ответственности по п.2 ст. 120 НК РФ.
Согласно ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей налогоплательщика.
Проанализировав указанную норму, суд указал, что положения ст. 120 НК РФ на налоговых агентов не распространяются, т.к. в абзаце 3 п.3 ст. 120 НК РФ прямо указан субъект такого правонарушения - налогоплательщик, а расширение в правоприменительной практике сферы действия норм о налоговой ответственности недопустимо.
Следовательно, отсутствие у общества документов может повлечь привлечение его к ответственности на основании ст. 120 НК РФ только в случае проверки его деятельности как налогоплательщика. В данном случае деятельность общества проверялась как налогового агента.
Поэтому, учитывая, что налоговый агент не является субъектом правонарушения, предусмотренного п.2 ст. 120 НК РФ, суд пришел к выводу, что взыскание с него штрафных санкций неправомерно,
На основании изложенного, суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2004 г. N А66-839-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2004 г. в настоящем постановлении исправлены опечатки