Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июля 2004 г. N А56-50955/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Малышевой Н.Н., при участии от закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургский центр холодильного оборудования" Ходоровой О.В. (доверенность от 05.03.2004 N 92), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Шубутинского А.В. (доверенность от 02.04.2004 N 02/9672),
рассмотрев 12.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение от 26.01.2004 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 08.04.2004 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-50955/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Санкт-Петербургский центр холодильного оборудования" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 14.112003 об отказе в восстановлении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Решением суда от 26.01.2004 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении заявленного Обществом требования отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судами неправильно истолкованы нормы постановлений Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление Правительства N 1002), от 11.11.2002 N 818 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам", и не применены положения абзаца третьего пункта 3 письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.05.2003 N АС-6-29/536, касающиеся вопроса о дате, по состоянию на которую у организации, претендующей на восстановление права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет, должна быть погашена задолженность, предусмотренная названными постановлениями Правительства РФ. Налоговый орган утверждает, что задолженность должна быть погашена по состоянию на 1 число месяца, в котором подается заявление о восстановлении права на реструктуризацию.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил оставить оспариваемые налоговым органом судебные акты без изменения.
Проверив законность решения и постановления судов, кассационная инстанция установила следующее.
В соответствии с постановлением Правительства N 1002 налоговая инспекция приняла решение от 03.02.2000 N 08/10 о реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, пеням и штрафам, всего в сумме 3 723 200 руб., а также задолженности по перечисленным платежам перед бюджетом Санкт-Петербурга в сумме 1 822 800 руб.
В связи с допущенной Обществом двухдневной просрочкой уплаты налогового платежа за 2-й квартал 2003 года налоговым органом вынесено решение от 29.07.2003 N 08-410/13 об отмене реструктуризации задолженности (прекращении действия решения о реструктуризации). О принятом решении налогоплательщик проинформирован письмом от 31.07.2003 N 08/21500.
Принимая во внимание предоставленное в пункте 7 Порядка проведения реструктуризации задолженности..., утвержденного постановлением Правительства РФ N 1002 (в редакции постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 818), право на восстановление утраченного права на реструктуризацию задолженности при соблюдении указанных в постановлении N 818 условий, Общество, выполнив, по его мнению, эти условия (уплатив все текущие налоговые платежи; перечислив средства в погашение реструктурированной задолженности в соответствии с утвержденным графиком ее погашения; досрочно уплатив предусмотренные названным графиком платежи за один квартал вперед; уплатив 65 700 руб. пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей, включая октябрь 2003 года) 28.10.2003 обратилось в налоговый орган с заявлением о восстановлении утраченного права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам.
Налоговая инспекция в письме от 14.11.2003 N 08/34768 уведомила Общество о принятом решении об отказе в восстановлении права на реструктуризацию задолженности, приложив к письму протокол заседания комиссии налогового органа от 12.11.2003. Принятое решение налогового органа обосновано тем, что предусмотренные постановлением Правительства РФ N 1002 (в редакции постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 818) условия восстановления права на реструктуризации выполнены Обществом по состоянию не на первое число месяца подачи заявления, а по состоянию на 28.10.2003 - дату подачи заявления в налоговый орган.
Считая отказ налогового органа незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Суды удовлетворили требования Общества, и кассационная инстанция считает такое решение судов законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства N 1002, организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности она осуществляет текущие платежи по налогам и сборам несвоевременно, не в полном объеме или с нарушением графика. При возникновении указанных обстоятельств налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 818 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам" организациям, утратившим право на реструктуризацию, предоставлена возможность восстановить (сохранить) утраченное право на реструктуризацию (первый раз восстановление утраченного права на реструктуризацию задолженности было предусмотрено постановлением Правительства РФ от 23.10.2001 N 742 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002". Организации, утратившие это право до 12 июня 2001 года, имели право на восстановление утраченного права на реструктуризацию задолженности при подаче соответствующего заявления не позднее 1 декабря 2001 года и соблюдении условий, установленных названным постановлением N 742).
Принятым 11 ноября 2002 года постановлением Правительства РФ N 818 право на восстановление (сохранение) права на реструктуризацию предоставлено:
- организациям, в отношении которых решение о прекращении осуществления реструктуризации принято с 1 января по 1 ноября 2002 года, при условии подачи заявления о восстановлении (сохранении) права на реструктуризацию до 31 декабря 2002 года,
- организациям, в отношении которых решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 года, при условии подачи соответствующего заявления не позднее 90 дней после принятия такого решения.
При этом для восстановления права на реструктуризацию организация обязана уплатить текущие налоговые платежи; перечислить средства в погашение реструктурированной кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и сумму пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации; досрочно выполнить график погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.
Поскольку решение налогового органа о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 года, и Обществом соблюдены как 90-дневный срок подачи заявления о восстановления права на реструктуризацию, так и предусмотренные постановлением Правительства РФ N 818 условия восстановления, кассационная инстанция считает правомерным удовлетворение судами требований налогоплательщика и признание незаконным отказа налогового органа в восстановлении (сохранении) права Общества на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Довод налогового органа о том, что предусмотренные постановлением Правительства РФ N 1002 (в редакции постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 818) условия восстановления права на реструктуризации должны быть выполнены Обществом по состоянию на первое число месяца подачи заявления (налогоплательщиком же они выполнены на дату подачи заявления), а не на дату подачи заявления в налоговый орган, обоснованно, по мнению суда кассационной инстанции, отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Такое требование в постановлении Правительства РФ N 1002 (с учетом постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 818) не содержится. Более того, занятая налоговым органом позиция фактически влечет необоснованное сокращение 90-дневного срока, предоставленного организациям для реализации права на восстановления утраченного права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам, путем выполнения требований, выдвинутых в постановлении Правительства РФ N 818.
Кроме того, ссылаясь на неприменение судами положения абзаца третьего пункта 3 письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.05.2003 N АС-6-29/536, налоговая инспекция в то же время не учитывает положения абзаца пятого того же письма. В этом абзаце указано, что "на момент принятия указанного решения [решения о восстановлении права на реструктуризацию] организацией должны быть уплачены текущие налоговые платежи, платежи в счет погашения реструктурируемой кредиторской задолженности..., суммы пеней, начисленные за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации до момента принятия налоговым органом решения об отмене решения об отмене права на реструктуризацию задолженности, а также платежи в счет досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены решения и постановления судов, принятых по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 08.04.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-50955/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июля 2004 г. N А56-50955/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника