Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июля 2004 г. N А56-28822/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Ветошкиной О.В. и Хохлова Д.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" - Кузьминова А.С. (доверенность от 29.12.03), Шумлянской Е.О. (доверенность от 29.12.03),
Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Щепениковой М.Е. (доверенность от 08.06.04 N 03-09/Д30),
рассмотрев 13.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 19.01.04 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 07.04.04 (судьи Сергиенко А.Н., Алексеев С.Н., Исаева И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28822/03,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 17.07.03 N 07-31/281 в части отказа в возмещении из бюджета 5 316 373 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2003 года.
Решением от 19.01.04 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судом положений пунктов 5 и 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя заявил ходатайство о проведении процессуального правопреемства в связи с реорганизацией Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" путем присоединения на правах филиала к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа определил произвести замену заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Предприятие).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Предприятие 20.06.03 подало в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС за май 2003 года по ставке 0 процентов. Налоговой инспекцией составлен акт камеральной проверки от 14.07.03, на основании которого вынесено решение от 17.07.03 N 07-31/281 об отказе в возмещении 5 316 373 руб. в связи с несоблюдением налогоплательщиком требований, указанных в пункте 5 и 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган отказал в возмещении 4 675 702 руб. НДС по выручке, поступившей по письму Центра "Желдоррасчет" в части перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении, в связи с тем, что Предприятие не представило документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 данной статьи;
2) реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Предприятие представило в налоговую инспекцию только письма Центра "Желдоррасчет". Кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что данные письма подтверждают факт поступления валютной выручки на счет российского налогоплательщика.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Закон N 153-ФЗ) железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которым осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статьей 11 Закона N 153-ФЗ установлено, что экономические взаимоотношения между железными дорогами (включая распределение доходов от перевозок) регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом конкретного вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции Министерства путей сообщения Российской Федерации от 07.04.93 N ЦФ-158 "О порядке распределения валютной выручки от международных пассажирских и грузовых перевозок между железными дорогами России" валютная выручка за международные пассажирские и грузовые перевозки, осуществляемые на основе международных соглашений и договоров, а также договоров, заключаемых Министерством на перевозки и услуги с оплатой в валюте, поступает от иностранных дорог, железных дорог бывшего СССР, экспедиторских, туристических и других организаций на валютный счет Центра "Желдоррасчет".
Согласно пунктам 5.1 и 5.3 данной Инструкции рублевый эквивалент, полученный от обязательной продажи валюты, распределяется между железными дорогами по принципам, указанным в этой Инструкции, по курсу, определяемому Центральным банком России на день продажи валюты. При этом Центр "Желдоррасчет" ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, составляет и направляет железным дорогам расчетные письма, где указывает причитающуюся им валютную выручку по каждой статье расчетов. Поэтому суд сделал правильный вывод о том, что письма Центра "Желдоррасчет" заменяют выписку банка о поступлении выручки.
Кассационная инстанция считает неправомерным вывод суда первой инстанции относительно того, что письма Центра "Желдоррасчет" заменяют также реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа.
В случаях оформления перевозочных документов самим Предприятием, им составлены реестры международных перевозочных документов и представлены в налоговую инспекцию. В этой части налоговый орган признал право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов и налоговые вычеты.
При оформлении перевозочных документов другими железными дорогами России ими же оформляются и хранятся реестры международных перевозочных документов. Кассационная инстанция не принимает во внимание ссылку Предприятия на технические сложности, которые могут возникнуть при истребовании этих документов у других железных дорог, их копировании и представлении в налоговую инспекцию.
Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен представить реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, который отражает маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения. Именно реестры международных перевозочных документов должны быть представлены в налоговую инспекцию в силу прямого указания подпункта 2 пункта 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 10 статьи 165 Кодекса документы, указанные в данной статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Кассационная инстанция также учитывает, что налогоплательщик самостоятельно уплачивает налоги и представляет в налоговый орган налоговую декларацию (статья 45 и пункт 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации), а также принимает во внимание приведенные выше положения статьи 2 Закона N 153-ФЗ.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает подлежащими отмене судебные акты, принятые по настоящему делу, в части касающейся возмещения из бюджета 4 675 702 руб. НДС по выручке, поступившей по письму Центра "Желдоррасчет" в части перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении, поскольку данные письма не подтверждают факт оказания услуг и не содержат сведений о маршруте перевозки, как этого требует подпункт 2 пункта 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В этой части в удовлетворении требований Предприятия следует отказать.
По эпизоду, связанному с предъявлением Предприятием к возмещению из бюджета 640 671 руб. НДС по договору от 30.11.01 N 3/2002, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции.
Между Предприятием и фирмой VR Ltd (Финляндия) заключен договор от 30.11.01 N 3/2002, по которому на счет заявителя поступила выручка в евро. По данному договору Предприятие производило работу по формированию поездов маршрутами из цистерн с наливными грузами и обслуживало движение передаточных поездов на финской территории пограничных переходов. Суд правомерно указал, что данные работы (услуги) являются неотъемлемой частью работ (услуг) по договорам перевозки (письмо Министерства путей сообщения Российской Федерации от 07.07.98 N В-6376), а также дал надлежащую оценку представленным Предприятием доказательствам. Пакет документов, представленный Предприятием в налоговую инспекцию (договоры, выписка банка, сальдовые ведомости, счета), соответствует Правилам о расчетах и ведении отчетности и сальдировании платежей в Советско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении (тарифное руководство N 16-Д), действующим с 01.01.48, и Советско-Финляндскому железнодорожному соглашению от 20.01.48.
Кассационная инстанция считает, что налогоплательщик подтвердил факты как оказания услуг, так и поступления валютной выручки по данному эпизоду.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 07.04.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28822/03 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.07.03 N 07-31/281 об отказе в возмещении 4 675 702 руб. налога на добавленную стоимость.
В этой части в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отказать.
В остальной части решение от 19.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 07.04.04 оставить без изменения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2004 г. N А56-28822/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника