Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июля 2004 г. N А42-8891/03-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Апатит" Емельянова А.И. (доверенность от 16.12.03 N 2/13), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области Москалева В.П. (доверенность от 31.12.03 N 68), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Муратшаева Д.В. (доверенность от 10.12.03 N 30-14-43/6358),
рассмотрев 20.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.03.04 по делу N А42-8891/03-17 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области (далее - инспекция) от 30.10.03 N 02-23/7712 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также требований инспекции N 672 и N 673 об уплате налога на прибыль по состоянию на 05.11.03.
Решением от 19.03.04 суд удовлетворил заявленные требования. Оспариваемые решение и требования инспекции признаны недействительными как не соответствующие нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом подпункта "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль. Податель жалобы не согласен с выводами суда о правомерности заявления обществом льготы в декларации по налогу на прибыль за 2001 год. Доводы жалобы направлены на проверку обоснованности решения в связи с ненадлежащей судебной оценкой доказательств, имеющихся в материалах дела, и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом уточненной декларации по налогу на прибыль за 2001 год и уточненного расчета дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом за IV квартал 2001 года. Декларация и расчет представлены обществом в инспекцию 30.07.03.
В результате проверки декларации инспекция пришла к выводу о завышении суммы льгот по строке 4 уточненного расчета налога от фактической прибыли за 2001 год на 463 048 084 руб., в том числе 25 146 881 руб. вследствие неправомерного применения льготы по налогу на прибыль, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль (финансирование капитальных вложений), и на 437 901 203 руб. вследствие неправомерного применения льготы на финансирование капитальных вложений применительно к статье 5 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Решением инспекции от 30.10.03 N 02-23/7712 общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 1 760 282 руб. штрафа за неполную уплату налога на прибыль в результате неправильного исчисления налога. Обществу предложено уплатить 8 801 408 руб. и 550 088 руб. (дополнительный платеж) недоимки по налогу на прибыль.
По суммам недоимки обществу направлены требования инспекции N 672 и N 673 по состоянию на 05.11.03.
Не согласившись с решением и требованиями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы только при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Таким образом, налогоплательщик должен представить доказательства, подтверждающие правомерность применения им льготы по налогу.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
Эта льгота предоставляется предприятиям сферы материального производства, осуществляющим развитие собственной производственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Кроме того, использование льготы не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.
Из содержания подпункта "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль следует, что в законе выдвинут целый ряд условий предоставления льготы:
- наличие фактически произведенных затрат и расходов;
- их осуществление только за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- принадлежность предприятия к отраслям сферы материального производства;
- финансирование капитальных вложений производственного назначения;
- развитие собственной производственной базы;
- полное использование сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату;
- использование льготы не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.
Инспекция, проверив правильность применения обществом вышеназванной льготы в 2001 году, сделала вывод о том, что налогоплательщик, помимо иных условий, обязан доказать факт осуществления затрат и расходов на капитальные вложения именно за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, для чего должен подтвердить не только наличие нераспределенной (остающейся в распоряжении предприятия) прибыли, но и ее направление общим собранием акционеров на капитальные вложения.
По требованию инспекции от 08.10.03 N 02-23/7092 общество не представило к камеральной налоговой проверке выписку или копию протокола годового общего собрания акционеров с указанием направлений и сумм распределения прибылей и убытков общества по итогам 2001 года (том дела I, лист 25).
Нарушение обществом иных перечисленных условий предоставления льготы налоговым органом не оспаривается.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Одним из условий применения льготы по налогу на прибыль, предусмотренной в подпункте "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, является осуществление затрат и расходов на капитальные вложения за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Ни в Законе о налоге на прибыль, ни в первой части Налогового кодекса Российской Федерации не разъяснено понятие "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия".
В то же время в статье 11 НК РФ указано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Определение понятия "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" дано в нормативных актах по бухгалтерскому учету.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" одной из основных целей законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете является составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Как следует из статьи 5 названного закона, общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" к таким органам отнесено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин).
Минфин в пределах представленных полномочий разработал и приказом от 29.07.98 N 34н утвердил Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение N 34н).
В пунктах 71, 79 и 83 названного Положения понятие "нераспределенная прибыл" определяется как прибыль, остающаяся в распоряжении организации. При этом нераспределенная прибыль является конечным финансовым результатом, выявленным за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением N 34н, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Кроме того, согласно пункту 93 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина от 28.06.2000 N 60н (далее - Методические рекомендации), величина показателя прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, совпадает с суммой нераспределенной прибыли, т.е. прибыли до ее распределения по фондам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по фондам и резервам, образуемым организацией согласно установленному учредительными документами порядку.
В соответствии с пунктом 66 Положения N 34н нераспределенная прибыль учитывается в составе собственного капитала организации наряду с уставным (складочным), добавочным и резервным капиталом, а также прочими резервами. Поэтому нераспределенная прибыль отражается по строке 470 раздела III "Капитал и резервы бухгалтерского баланса". Ее показатели отражаются и по строке 190 "Отчет о прибылях и убытках" (отчет о финансовых результатах).
Нераспределенная прибыль отчетного года формируется следующим образом.
В соответствии с пунктом 49 Методических рекомендаций в группе статей "Нераспределенная прибыль отчетного года" в течение отчетного года показывается нераспределенная прибыль отчетного периода в сумме нетто, исчисляемая как разница между выявленным на основании бухгалтерского учета всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (в том числе по расчетам с государственными внебюджетными фондами).
Как указано в пункте 51 Методических рекомендаций, данные по группам статей "Нераспределенная прибыль прошлых лет" (строка 460) и "Нераспределенная прибыль отчетного года" (строка 470) подлежат обязательному отражению в годовом бухгалтерском балансе и должны быть показаны с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр.
Кроме того, из содержания абзаца 2 пункта 51 Методических рекомендаций вытекает необходимость выделения организацией сумм прибыли, направленных на капитальные вложения. В нем сказано, что при рассмотрении итогов деятельности организации за отчетный год и решении вопроса об источниках покрытия убытка на эти цели могут быть направлены прибыль, оставшаяся в распоряжении организации (за исключением учтенной в качестве источника покрытия капитальных вложений), в порядке ее распределения; резервный фонд, образованный в соответствий с законодательством; добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке), а также доведение величины уставного капитала до величины чистых активов организации.
Неоднократное упоминание в Методических указаниях о необходимости учета принятых решений об использовании чистой прибыли (нераспределенной прибыли) обусловлено тем, что в соответствии со статьей 103 Гражданского кодекса Российской Федерации распределение прибылей и убытков акционерного общества наряду с утверждением годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "в статье 48 (пункт 11)" следует читать "в статье 1 (пункт 35)"
Аналогичная норма содержится и в статье 48 (пункт 11) Федерального закона от 07.08.01 N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", согласно которой к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли по итогам финансового года.
То есть участники общества на общем собрании вправе решить вопрос о направлениях расходования чистой прибыли иначе, чем это было определено в течение отчетного года. На возможность перераспределения участниками общества направлений использования прибыли указано и в пункте 125 Методических рекомендаций. Согласно этому пункту в случае перераспределения в соответствии с решением учредителей (участников) организации прибыли, оставшейся в распоряжении организации по итогам работы за предыдущий отчетный год, между направлениями использования прибыли (фондами, резервами) в течение отчетного периода уменьшение сумм, предназначенных для целей капитальных и иных долгосрочных вложений, показывается в этой графе по статье "Собственные средства организации".
Таким образом, налогоплательщик обязан доказать, помимо иных условий, факт осуществления затрат и расходов на капитальные вложения именно за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, для чего он должен подтвердить не только наличие нераспределенной (остающейся в распоряжении предприятия) прибыли, но и ее направление на капитальные вложения.
Судом установлено, что общество в 2001 году направило на капитальные вложения 267 млн. руб. Этот вывод подтверждается следующими обстоятельствами.
Общество представило в инспекцию 01.04.02 бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2001 год. В балансе нераспределенная прибыль отчетного года по строке 470 указана в сумме 170 609 тыс. руб. В отчете чистая прибыль по строке 190 указана в сумме 486 846 тыс. руб. В пояснительной записке к балансу сумма 316, 2 млн. руб. указана как общая сумма расходов за счет чистой прибыли, из которой 215, 6 млн. руб. составляют расходы на капитальные вложения. В отчете об изменениях капитала последняя сумма значится по строке "Добавочный капитал".
Годовое общее собрание акционеров общества состоялось 28.06.02. В повестку дня собрания входило утверждение годового отчета о деятельности общества в 2001 году и годовой бухгалтерской отчетности, включая отчеты о прибылях и убытках, а также распределение прибыли и убытков общества по итогам финансового года. Из приложения к протоколу собрания следует, что расходы общества за счет чистой прибыли в отчетном году на капитальные вложения составили 267 млн. руб., из которых по 215,6 млн. руб. общество предоставило льготы при исчислении налога на прибыль за 2001 год и направило на пополнение добавочного капитала, а 51,4 млн. руб. числятся в аналитическом учете в составе нераспределенной прибыли отчетного года. Такое распределение прибыли утверждено общим собранием акционеров.
Кроме того, 267 млн. руб. расходов общества за счет чистой прибыли на капитальные вложения подтверждаются приложением к бухгалтерскому балансу (раздел 4 формы N 5).
Поскольку фактически в бухгалтерском учете общества направление прибыли на финансовое обеспечение капитальных вложение за 2001 год отражено в сумме 215 560 058 руб., общество в сентябре 2002 года представило уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль, в которой увеличило размер льготы по капитальным вложениям на 33 209 318 руб. Названная сумма не отражена обществом в бухгалтерской отчетности в соответствии с пунктом 39 Положения N 34н и пунктом 11 Методических рекомендаций.
Судом первой инстанции установлено, что льгота в сумме 248 769 376 руб. (215 560 058 руб. + 33 209 318 руб.) была фактически заявлена налогоплательщиком. В эту сумму входит оспариваемая инспекцией сумма - 25 146 881 руб.
Заявленная льгота доказана обществом документально.
Следовательно, вывод инспекции о том, что общество неправомерно заявило в декларации по налогу на прибыль за 2001 год льготу, предусмотренную подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, не соответствует фактической стороне дела. Оспариваемые решение и требования инспекции не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Кроме того, суд учитывает, что наряду с предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль" льготой в проверяемом периоде действовала льгота, установленная статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и заявленная налогоплательщиком. Право заявителя на названную льготу подтверждено постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.04 по делу N А42-336/03-15.
Поэтому у налоговой инспекции отсутствовали основания для доначисления налога в сумме 8 801 408 руб.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.03.04 по делу N А42-8891/03-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В.Блинова |
О.В.Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2004 г. N А42-8891/03-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника