Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2004 г. N А66-8829-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.П., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Зайченко С.В. (доверенность от 05.01.04 N 107), Абросимовой И.Ю. (доверенность от 05.01.04 N 91), рассмотрев 03.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение от 29.12.03 (судья Ильина В.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 10.03.04 (судьи Потапенко Г.Я., Пугачев А.А., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-8829-03,
установил:
Открытое акционерное общество "Бетиз" (далее - Общество, ОАО "Бетиз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция) от 23.10.03 N 9128 о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента-организации на счетах в банках.
Решением от 29.12.03 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением от 10.03.04 апелляционная инстанция оставила, решение суда от 29.12.03 без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ОАО "Бетиз" в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, приведенные в жалобе.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 17.09.03 Инспекция направила в адрес ОАО "Бетиз" требование от 16.09.03 N 13973, в котором Обществу предлагалось в срок до 26.09.03 погасить числящуюся за ним задолженность по налогам и пеням - соответственно 20 коп. и 63 224 руб. 29 коп.
В связи с неисполнением Обществом указанного требования Инспекцией принято решение от 23.10.03 N 9128 о взыскании 20 коп. налогов и 62 884 руб. 56 коп. пеней за счет денежных средств налогоплательщика находящихся на счетах в банках.
Общество не согласилось с решением Инспекции от 23.10.03 N 9128 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, указав на несоответствие требования от 16.09.03 N 13973 нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с отсутствием в нем сведений, позволяющих убедиться в правильности и обоснованности начисленных к уплате пеней, признал оспариваемое решение налогового органа недействительным. Суд апелляционной инстанцией позицию суда первой инстанции поддержал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, считает, что требования Общества удовлетворены правомерно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как видно из материалов дела, в требовании от 16.09.03 N 13973 Инспекция предложила Обществу уплатить пени по разным налогам, сборам и поступлениям в общей сумме 63 224 руб. 29 коп. При этом в графе "Установленный срок уплаты" по всем двадцати наименованиям налогов и сборов указан один и тот же срок исполнения - 01.01.03. Кроме того, по девятнадцати из двадцати наименований налогов и сборов не указаны суммы недоимки.
При таких обстоятельствах ни налогоплательщику, ни суду не представляется возможным проверить соблюдение налоговым органом совокупности сроков, установленных пунктом 3 статьи 46 и статьей 70 НК РФ для направления Обществу требования об уплате налогов, реализации полномочий по взысканию сумм недоимок в бесспорном и судебном порядке, при этом направление требования о неуплаченной сумме налога, по смыслу пункта 3 статьи 46 НК РФ является обязательной стадией, предшествующей принятию налоговым органом решения о взыскании с налогоплательщика недоимки.
Кроме того, в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
В оспариваемом же требовании в нарушение статьи 69 НК РФ не указаны суммы задолженности по девятнадцати налогам и сборам, на которые начислены пени; ставка пеней. Срок уплаты по всем налогам и сборам указан один - 01.01.03. Следовательно, не представляется возможным определить основания взыскания пеней и их расчет, за какой период, и какая именно сумма пеней правомерно начислена налоговым органом за несвоевременную уплату данных налогов, сборов и поступлений.
В судебном заседании Инспекция пояснила, что пени, указанные в требовании, включены в него по задолженности, возникшей у Общества в 2002 году. При этом каких-либо доказательств в обоснование этого факта судам первой, апелляционной и кассационной инстанций не представлены.
Поскольку иные доказательства, подтверждающие правомерность выставления Обществу требования от 16.09.03 N 13973 и принятия решения от 23.10.03. N 9128 в материалах дела отсутствуют, у кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки и отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 29.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-8829-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Малышева |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2004 г. N А66-8829-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника