Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2004 г. N А21-11025/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г.,Никитушкиной Л.П., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтфуд" Дегтярева А.В. (доверенность от 31.05.2004 N 110), Лернер Т.В. (доверенность от 31.05.2004 N 109), Пинекера А.В. (по должности), рассмотрев 01.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2004 по делу N А21-11025/03-С1 (судья Можегова Н.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтфуд" (далее - Общество, ООО "Балтфуд") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (далее - налоговая инспекция) от 08.10.2003 N 3287/2003/685 в части доначисления и предложения внести в бюджет 79 576 руб. 34 коп. единого налога с совокупного дохода и соответствующе суммы пеней, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 15 915 руб. штрафа за неполную уплату единого налога с совокупного дохода и по статье 123 НК РФ - 1 072 888 руб. 60 коп. штрафа за неудержание налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с иностранного юридического лица, а также в названной части требований от 13.10.2003 N 2281 и N 2282 о добровольной уплате санкций, налогов и пеней.
В связи с неисполнением в добровольном порядке вышеназванных ненормативных актов налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с Общества в доходы бюджетов 1 089 050 руб. 49 коп. штрафов.
Решением суда от 17.02.2004 требования Общества и налогового органа удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по данному делу новое решение. По мнению налоговой инспекции, ООО "Балтфуд" правомерно привлечено к ответственности за неудержание НДС у иностранных юридических лиц, поскольку местом реализации товара Обществом как комиссионером и иностранным лицом как комитентом является территория Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Балтфуд" по договорам комиссии от 18.11.99 N Б 001 с закрытым акционерным обществом "Иксолита" (Литва), от 28.12.2001 N 001/|02 с закрытым акционерным обществом "Brentag Lietuva" (Литва) и от 28.12.2001 N Б002/02 с закрытым акционерным обществом "Могутия Балтия" (Литва) в 2000-2002 годах осуществляло реализацию на территории Калининградской области товаров, выступая в роли комиссионера.
На основании материалов выездной налоговой проверки соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 31.03.2003, налоговая инспекция сделала вывод о том, что по названным выше сделкам Общество обязано удержать и внести в бюджет НДС по оборотам, связанным с реализацией товаров комитентов на территории Российской Федерации и осуществлением выплат иностранным юридическим лицам (акт от 05.09.2003 N 3287), в связи с чем налоговым органом принято решение от 08.10.2003 N 3287/2003/685 о взыскании с ООО "Балтфуд" 1 072 888 руб. 60 коп. штрафа за неудержание с иностранных юридических лиц и внесение в бюджет НДС и направлено требование от 13.10.2003 N 2282 о добровольной уплате названной санкции.
Общество, считая решение от 08.10.2003 N 3287/2003/685 и требования от 13.10.2003 N 2282 налогового органа в этой части незаконными, обжаловало их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции подтвердил отсутствие у Общества обязанности по удержанию НДС с его комитентов и отказал налоговой инспекции во взыскании штрафа, предусмотренного статьей 123 НК РФ.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов.
Согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком.
Пунктом 1 статьи 58 НК РФ установлено, что уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
При этом согласно пункту 4 статьи 58 НК РФ конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с данной статьей применительно к каждому налогу.
В силу статьи 161 НК РФ арендаторы федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, предоставленного в аренду органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, либо организации, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранного налогоплательщика, не состоящего на налоговом учете в Российской Федерации, признаются налоговыми агентами. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
В соответствии со статьей 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" территория этой области (за исключением территорий особых объектов) в отношении таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых товаров, рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, устанавливаемыми данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 151 НК РФ при помещении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, под таможенный режим свободной таможенной зоны налог на добавленную стоимость не уплачивается.
Следовательно, по товарам, ввозимым из других стран на территорию Калининградской области, НДС при таможенном оформлении не взимается.
Учитывая, что товар, принадлежащий иностранному поставщику, в момент начала отгрузки не находится на территории Российской Федерации, комиссионер, реализующий товары, полученные от иностранного поставщика и прошедшие таможенное оформление, не является в этом случае налоговым агентом и у него отсутствуют основания для удержания НДС с доходов иностранного юридического лица.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях ООО "Балтфуд" состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 123 НК РФ.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не находит правовых оснований для переоценки вывода суда и отмены судебного акта в необжалуемои части.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2004 по делу N А21-11025/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2004 г. N А21-11025/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника