Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2004 г. N А44-3820/03-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Троицкой Н.В.,
рассмотрев 01.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.02.04 по делу N А44-3820/03-С15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Подберезский комбинат хлебопродуктов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 21.10.03 N 178, требования налогового органа от 21.10.03 N 112 об уплате налога, а также действий Инспекции по доначислению 130 770 руб. налога на владельцев транспортных средств.
Решением от 13.02.04 суд частично удовлетворил заявленные Обществом требования: решение Инспекции от 21.10.03 N 178 в части доначисления Обществу 101 019 руб. 78 коп. налога с владельцев транспортных средств признано незаконным. В удовлетворении остальной части заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 13.02.04 в части удовлетворения требований Общества. По мнению подателя жалобы, налоговый орган правомерно доначислил 101 019 руб. 78 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2000, 2001 и 2002 годы, поскольку определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и N 107-О не имеют обратной силы и распространяются только на правоотношения по уплате налога, возникшие после 10.04.02.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2000, 2001, 2002 году перечислило в территориальный дорожный фонд 136 242 руб. 50 коп. налога с владельцев транспортных средств в соответствии со ставками этого налога, установленными Областным законом Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" (далее - Областной закон).
Поскольку определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и N 107-О признаны неконституционными положения пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О фондах"), которые предоставляли субъектам Российской Федерации возможность устанавливать ставки налога с владельцев транспортных средств, превышающие ставки, предусмотренные данным Законом, Общество 06.08.03 представило в Инспекцию измененные расчеты по этому налогу. Из них следует, что в 2000-2002 годах налогоплательщик излишне уплатил 130 769 руб. 50 коп. налога с владельцев транспортных средств. При этом расчет этого налога Общество произвело по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 6 Закона "О фондах", и с учетом изменения масштаба цен согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" (далее - Указ N 822) и Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" (далее - постановление N 1182).
По результатам камеральной проверки налоговый орган принял решение от 21.10.03 N 178 о доначислении Обществу 130 770 руб. налога с владельцев транспортных средств и направил в адрес налогоплательщика требование от 21.10.03 N 112 об уплате названной суммы налога.
Налогоплательщик не согласился с решением и требованием Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования указал на то, что право налогоплательщика на возврат налога с владельцев транспортных средств, уплаченного на основании неконституционного и не подлежащего применению нормативного акта, не может быть ограничено датой провозглашения судебного акта Конституционного Суда Российской Федерации. Вместе с тем суд признал неправомерным применение налогоплательщиком деноминации к ставкам налога с владельцев транспортных средств, а начисление Инспекцией 29 750 руб. 22 коп. этого налога - обоснованным.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
В пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Областного закона установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О указал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30 01.2001.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона "О фондах" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Областного закона об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 13.02.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.02.04 по делу N А44-3820/03-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2004 г. N А44-3820/03-С15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника