Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 июня 2004 г. N А56-42821/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Гортекс" юрисконсульта Маршева Д.Ю. (доверенность от 05.02.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга главного специалиста Овчинниковой Е.В. (доверенность от 06.04.2004 N 19/13392),
рассмотрев 08.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение от 22.12.2003 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 01.03.2004 (судьи Алексеев С.Н., Исаева И.А., Сергиенко А.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-42821/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Гортекс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 20.09.2003 N 03-08-359 об отказе в возмещении из бюджета 2 916 029 руб. налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за июнь 2003 года и об обязании налогового органа перечислить на расчетный счет Общества указанную сумму налога и 64 800 руб. процентов за его несвоевременный возврат.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество отказалось от заявленного требования в части перечисления на расчетный счет 64 800 руб. процентов.
Решением суда от 22.12.2003 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, сделки Общества, связанные с приобретением материальных ресурсов, использованных при осуществлении экспортных операций, совершены налогоплательщиком с целью, противной основам правопорядка, поскольку размер затрат на приобретение превышает размер полученной выручки, то есть сделки носят убыточный характер. Налоговый орган указывает на то, что в счетах-фактурах, представленных Обществом, отсутствуют сведения о грузоотправителе, что в соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является оснозанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость по данному счету-фактуре. Инспекция также ссылается на то, что иностранный покупатель, Общество и поставщики продукции имеют расчетные счета в акционерном коммерческом банке "Меритбанк" (далее - АКБ "Меритбанк") и расчеты между ними проводятся в течение одного операционного дня. Кроме того, Инспекция считает, что Общество не имеет права на возмещение налога на добавленную стоимость, поскольку экспортный товар приобретен через ряд поставщиков, первоначальный производитель продукции не установлен, что не позволяет подтвердить факт формирования источника для возмещения налога на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 21.07.2003 представило в Инспекцию декларацию по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2003 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, которые подтверждают его право на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении экспортных операций. Впоследствии налогоплательщик 27.10.2003 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате 2 916 029 руб. налога на добавленную стоимость.
Инспекция провела камеральную проверку декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 20.09.2003 N 03-08-359 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 2 916 029 руб. налога на добавленную стоимость за июнь 2003 года.
В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что в нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счетах-фактурах, представленных налогоплательщиком, отсутствуют сведения о грузоотправителе; иностранные покупатели, экспортер и поставщики экспортной продукции имеют расчетные счета в одном банке и проводят расчеты в течение одного операционного дня; товар закупается заявителем по ценам выше среднерыночных, а реализуется по ценам ниже среднерыночных; на момент проверки отсутствует подтверждение о начислении и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость поставщиками экспортного товара.
Общество не согласилось с указанным решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 2-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов обусловлено уплатой поставщикам сумм налога на добавленную стоимость при оплате товаров (работ, услуг) и реальным экспортом этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статьей 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило в Инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, для подтверждения факта экспорта товаров и применения налоговых вычетов. Эти обстоятельства не оспариваются налоговым органом.
Нормами Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками.
В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных пунктами 1 и 5 статьи 173 НК РФ, по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг).
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку налогового органа на то, что в нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счетах-фактурах, представленных Обществом, отсутствуют сведения о грузоотправителе.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, а в соответствии с пунктом 2 названной статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой же статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом пункт 5 статьи 169 НК РФ содержит перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), в том числе наименование, адрес и идентификационные номера продавца и покупателя (подпункт 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ), а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя (подпункт 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ).
Представленные Обществом счета-фактуры (приложение к делу) содержат необходимые в силу подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ сведения о продавце, который является грузоотправителем, поэтому в графе "Грузоотправитель" указано "он же", что свидетельствует о наличии в счетах-фактурах сведений, установленных в названной норме.
Довод кассационной жалобы о том, что иностранный покупатель, заявитель и поставщики имеют расчетные счета в АКБ "Меритбанк" и расчеты между ними проводятся в течение одного операционного дня, является несостоятельным, поскольку осуществление расчетов между Обществом, иностранным лицом - покупателем экспортируемого товара и некоторыми поставщиками товарно-материальных ценностей через АКБ "Меритбанк" в течение одного операционного дня не противоречит действующему законодательству.
Доказательств, подтверждающих противоправность сделки, Инспекция не представила. Таким образом, следует признать, что выводы налогового органа о нарушении Обществом основ правопорядка и нравственности при совершении сделок по приобретению и реализации товаров, вывезенных за переделы таможенной территории Российской Федерации, носят предположительный характер и не подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Несостоятельным также является довод жалобы налогового органа об убыточности сделок, заключенных Обществом. Как видно из материалов дела, заявитель уплачивает налог на прибыль и имеет переплату этого налога в бюджет (лист дела 32).
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что Общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета 2 916 029 руб. налога на добавленную стоимость за июнь 2003 года, в связи с чем у налогового органа отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения об отказе Обществу в возмещении из бюджета названной суммы налога.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что суд законно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным и обязал Инспекцию возвратить налогоплательщику 2 916 029 руб. налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за июнь 2003 года на его расчетный счет, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 01.03.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-42821/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2004 г. N А56-42821/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника