Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июля 2004 г. N А56-51301/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Корнаухова М.В. (доверенность от 19.09.2003), от ООО "Барс" Борисова М.А. (доверенность от 03.03.2004),
рассмотрев 29.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 09.02.2004 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 30.04.2004 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-51301/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Барс" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о возврате из бюджета 302 231 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июль 2003 года.
Решением суда от 09.02.2004 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.04.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты, полагая вынесенное ею решение законным и обоснованным. По мнению подателя жалобы, суд не оценил его доводы о недобросовестности в действиях Общества по формированию положительной разницы к возмещению, так как оборот заявителя и его контрагентов по сделкам, связанным с импортом и последующей реализацией товара, свидетельствует об организованной деятельности, направленной на неправомерное возмещение НДС из бюджета. При этом налоговая инспекция указывает на то, что российские покупатели не оплачивают приобретаемый у Общества товар, а налогоплательщик не принимает мер по взысканию дебиторской задолженности, продолжает отгружать товар при наличии кредиторской задолженности перед инопартнером. Кроме того, налоговый орган считает, что сделки Общества на внутреннем рынке носят бестоварный характер, поскольку у него отсутствует разрешительная документация органов госветнадзора, что противоречит Инструкции от 12.04.97 N 13-7-2/87112.04 "О порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы", утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (далее - Минсельхозпрод). Поэтому, Общество не могло реализовать импортированную для промышленной переработки продукцию российским покупателям.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела в июле 2003 года Общество, осуществляя ввоз на территорию Российской Федерации товаров (говядина бескостная), произвело оплату таможенным органам таможенных платежей и в их составе сумм НДС при оформлении товаров в таможенном режиме "выпуск в свободное обращение". Налогоплательщик представил в налоговую инспекцию декларацию по НДС за июль 2003 года, в которой отразил 302 231 руб. к возмещению из бюджета.
Общество 12.11.2003 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате на его счет 302 231 руб. НДС, по декларации за июль 2003 года.
Однако, налоговый орган не рассмотрел указанное заявление и не принял решение о возврате указанной суммы НДС в установленный пунктом 3 статьи 176 НК РФ срок, поэтому Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия налоговой инспекции и об обязании ее возвратить на его счет заявленную сумму налога.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты, а вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ. В силу пункта 1 этой статьи вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В данном случае факты ввоза в июле 2003 года товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, оплаты Обществом таможенных платежей и в их составе предъявленной к вычету суммы НДС, а также оприходования им импортированного товара подтверждены первичными документами, которые были представлены в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за июль 2003 года и имеются в материалах дела (контракт от 01.03.02, заключенный с иностранной фирмой, грузовые таможенные декларации платежные документы, книги покупок и продаж, договоры на реализацию товаров на внутреннем рынке). Названные документы в соответствии с пунктами 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ и являются основанием для применения налоговых вычетов.
Налоговая инспекция не оспаривает достоверность первичных документов. Ее довод о недобросовестности налогоплательщика, как и довод о бестоварном характере сделок заявителя на внутреннем рынке, основываетя на том, что покупатели ввезенного заявителем товара не произвели полный расчет за эти товары. Однако, в силу статьи 172 НК РФ основанием для вычета являются в данном случае ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, оприходование этих товаров и фактическая уплата таможенным органам сумм НДС при оформлении названного таможенного режима. Несостоятельны и ссылки ответчика на инструкцию и письма Минсельхозпрода, которые в силу статей 1 и 4 не относятся к законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном этой статьей. Определенный в пунктах 2 - 3 статьи 176 НК РФ порядок возмещения НДС предусматривает зачет указанной в пункте 1 этой статьи суммы налога в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в счет исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, а по истечении этого срока сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. При этом налоговый орган в течение двух недель после получения такого заявления должен принять решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат сумм налога в течение двух недель после получения решения налогового органа.
Поскольку налоговая инспекция не выполнила требования пунктов 2 - 3 статьи 176 НК РФ в установленные этой нормой сроки, суд правомерно признал ее бездействие незаконным и в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал ее возвратить 302 231 руб. НДС, фактически уплаченных заявителем при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.04.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-51301/03 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июля 2004 г. N А56-51301/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника