Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июля 2004 г. N А56-43079/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице его филиала "Октябрьская железная дорога" Шумлянской Е.О. (доверенность от 29.12.03 N Ю-11/836), Клевцова Д.В. (доверенность от 29.12.03 N Ю-11/837), Никольской Н.Э. (доверенность от 28.07.04 N Ю-11/261), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Щепенниковой М.Е. (доверенность от 08.06.04 N 03-09/ДЗО), рассмотрев 28.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение от 19.01.04 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 16.04.04 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-43079/03,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице его филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 22.09.03 N 07-31/401 в части отказа в возмещении из бюджета 7 908 807 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2003 года и об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 19.01.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.04.04, требования предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, налогоплательщику обоснованно отказано в возмещении 7 908 807 руб. налога на добавленную стоимость по декларации по ставке 0 процентов за июль 2003 года, поскольку обществом в налоговый орган представлен не полный пакет документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Октябрьская железная дорога с 23.09.03 является филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
До реорганизации 20.08.03 федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщений России" (далее - ФГУП "ОЖД МПС РФ", предприятие) направило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за июль 2003 года, в которой указало налоговые вычеты в сумме 104 966 114 руб. Вместе с декларацией налогоплательщиком направлены и документы, подтверждающие, по его мнению обоснованность применения указанной ставки налога и налоговых вычетов.
Инспекция провела камеральную проверку представленной декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 22.09.03 N 07-31/401 о возмещении 97 057 307 руб. налога на добавленную стоимость и об отказе ФГУП "ОЖД МПС РФ" в возмещении из бюджета 7 908 807 руб. налога на добавленную стоимость.
Основанием к отказу в возмещении 7 548 458 руб. налога на добавленную стоимость (из 22 035 573 руб.), относящихся к реализации предприятием услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ (услуги по международной перевозке пассажиров и багажа), послужило непредставление налогоплательщиком в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 165 HK РФ (выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя услуг на счет предприятия, и реестра единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения). Вместо указанных документов предприятие в подтверждение права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов представило в налоговый орган письма "Желдоррасчета".
Основанием к отказу в возмещении 103 233 руб. и 257 116 руб. налога на добавленную стоимость, относящихся к реализации предприятием услуг по договорам от 30.11.01 N 2/2002 и N 3/2002, послужило представление предприятием в налоговый орган документов, не соответствующих требованиям пункта 5 статьи 165 НК РФ. Кроме того, налоговый орган считает, что услуги, оказываемые предприятием по договорам от 30.11.01 N 2/2002 и N 3/2002, не относятся к услугам железных дорог по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита. Согласно названным договорам, заключенным предприятием с VR Ltd (Финляндия), предприятие производит на территории Российской Федерации дополнительную (не предусмотренную планом формирования) работу по формированию поездов маршрутами из цистерн с наливными грузами, а VR Ltd на территории Финляндии выполняет дополнительную работу по формированию поездов с учетом разделения порожних и груженых вагонов для передачи составами предприятию. ФГУП "ОЖД МПС РФ" обслуживает движение передаточных поездов на финской территории пограничных переходов, а VR Ltd обслуживает передаточные поезда на российской территории пограничных переходов. Расчеты за выполненные работы осуществляются непосредственно между предприятием и VR Ltd в иностранной валюте (ЕВРО) на основании сальдовых ведомостей, в связи с чем валютная выручка, минуя уполномоченный орган МПС РФ "Желдорпроект", зачисляется непосредственно на счет предприятия и не в полном объеме. Разрешение органов валютного контроля на неполное зачисление валютной выручки на счет налогоплательщика в российском банке предприятием в налоговый орган не представлено. В нарушение пункта 5 статьи 165 НК РФ предприятие представило в налоговый орган для обоснования правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов в суммах 103 233 руб. и 257 116 руб. выписки банка, как это предусмотрено подпунктом 2 пункта 5 статьи 165 НК РФ при получении выручки в валюте Российской Федерации, в то время как фактически выручка поступила в иностранной валюте; в расчетных письмах "Желдоррасчета" названная выручка не отражена; для ее подтверждения единые международные перевозочные документы представлены предприятием повторно, то есть те документы, которые уже принимались налоговым органом как основание для возмещения предприятию из бюджета налога на добавленную стоимость.
ОАО "РЖД" не согласилось с решением налогового органа от 22.09.03 N 07-31/401 и обжаловало его в арбитражный суд.
Не отрицая сам факт представления в налоговый орган документов, не предусмотренных пунктом 6 статьи 165 НК РФ и пунктом 5 статьи 165 НК РФ, в обоснование заявленных требований общество, ссылаясь на специфику деятельности железных дорог, пояснило, что сложившийся порядок международных расчетов за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении не позволяет выполнить условия статьи 165 НК РФ в полном объеме. Расчеты между железными дорогами - участницами международной перевозки пассажиров и багажа - производятся на основании правил о расчетах в международном пассажирском и грузовом сообщении, в соответствии с которыми на основании отчетов и счетов, являющихся расчетными документами, составляются сальдовые ведомости по пассажирским и грузовым перевозкам, высылаемые участвующим в перевозке железнодорожным администрациям. Расчеты за международные железнодорожные перевозки осуществляются по сальдо расчетов, в связи с чем поступившие или оплаченные денежные средства не соответствуют сумме доходных поступлений за проданные билеты, плацкарты, отправление багажа и товаробагажа. В России все расчетные документы от иностранных дорог, дорог стран СНГ и Балтии поступают в Центр "Желдоррасчет", который осуществляет распределение начисленных сумм, причитающихся каждой российской железной дороге, в виде расчетных писем, в которых указывается причитающаяся валютная выручка по каждой статье расчета. Таким образом, расчетные письма являются единственным документом, подтверждающим обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Дополнительные работы по сортировке и формированию поездов, а также обслуживание движения передаточных поездов на финской территории пограничных переходов в соответствии с договорами от 30.11.01 N 2/2002 и N 3/2002 являются услугами взаимосвязанных действий общего перевозочного процесса на железнодорожном транспорте, следовательно, относятся к услугам по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
Суд первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительным решение налогового органа от 22.09.03 N 07-31/401.
Кассационная инстанция считает, что решение и постановление суда подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Положение подпункта 2 распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено налогообложение по налоговой ставке 0 процентов работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита, через указанную территорию, а подпунктом 4 пункта 1 той же статьи - услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
При применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик имеет право на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных в процессе оказания названных услуг и выполнения работ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьями 165, 171, 172, 173, 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы кодекса для подтверждения права на возмещение налога налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых налоговым органом не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 165 НК РФ при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ;
2) реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Пунктом 5 статьи 165 НК РФ установлено, что при оказании железными дорогами услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы налогоплательщик должен представить следующие документы:
1) при поступлении выручки в иностранной валюте на валютный счет Министерства путей сообщения Российской Федерации - расчетные письма уполномоченного органа Министерства путей сообщения Российской Федерации (их копии) о распределении выручки в иностранной валюте за перевозки экспортируемых и транзитных товаров;
2) при получении выручки в валюте Российской Федерации:
выписки банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные услуги по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, на счет железной дороги с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ;
копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и отметками о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"). При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, судами через морские порты - копии перевозочных документов внутреннего сообщения с указанием страны назначения и отметкой о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"), а также с отметкой порта о приеме товаров для дальнейшего экспорта (транзита).
Из материалов дела следует, что предприятие не представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов и ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость к выручке, полученной за оказание услуг по международной перевозке пассажиров и багажа, а также представило в инспекцию документы, не соответствующие требованиям пункта 5 статьи 165 НК РФ, для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов и ставки 0 процентов по названному налогу к выручке, полученной по договорам от 30.11.01 N 2/2002 и N 3/2002.
Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации, учитывая именно специфику деятельности железных дорог, устанавливает необходимость обоснования права на указанную ставку налога и налоговые вычеты строго определенными документами, вывод суда о возможности непредставления предприятием документов, перечисленных в пунктах 5 и 6 статьи 165 НК РФ, и замене этих документов иными документами противоречит закону, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.03 N 12-П. Также следует отметить, что ФГУП "ОЖД МПС РФ" на большую часть суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета, представило документы, соответствующие пункту 6 статьи 165 НК РФ, что свидетельствует о наличии у заявителя возможности соблюдения положений статьи 165 НК РФ при использовании льготы по налогу на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что налоговая инспекция правомерно отказала налогоплательщику в возмещении спорной суммы налога, следовательно, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-43079/03 отменить.
В удовлетворении заявления открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июля 2004 г. N А56-43079/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника