Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июля 2004 г. N А56-42639/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Бухарцева С.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Центр Спорта и Отдыха" - Вараксиной Л.В. (доверенность от 22.07.04) и Ципоренко О.А. (доверенность от 22.07.04),
инспекции по Приморскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Рясненко А.В. (доверенность от 05.07.04 N 07-05/35),
рассмотрев 27.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Приморскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 02.02.04 (судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 22.04.04 (судьи Фокина Е.А., Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-42639/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Спорта и Отдыха" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции по Приморскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 16.10.03 N 0314002873 об уплате 489 165 руб. 40 коп. земельного налога за 2003 год.
Решением суда от 02.02.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.04.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 15 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон РФ "О плате за землю"). Податель жалобы считает, что плательщиком земельного налога должен являться собственник земельного участка, а не землепользователь.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Приморское шоссе, дом 18, в том числе литер А-163, литер Ц-3, литер Ч-6, литер 41-14. Общество 01.07.03 представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой до 15.09.03 уплате подлежало 1 431 131 руб. земельного налога. На основании договоров безвозмездного срочного пользования, заключенных 30.07.03 с учреждением "Спортивно-оздоровительный центр" (далее - учреждение) указанные земельные участки переданы учреждению в безвозмездное владение и пользование на 49 лет. Все договоры прошли регистрацию в Государственном учреждении юстиции "Городское бюро регистрации прав на недвижимость" 12.08.03. После передачи земельных участков в пользование учреждению, общество 28.08.03 подало в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию, отразив в ней налог в сумме 711 072 руб. по земельным участкам, оставшимся в собственности общества. Налоговый орган 17.10.03 выставил обществу требование от 16.10.03 N 0314002873 об уплате 489 165 руб. 40 коп. земельного налога за 2003 год в срок до 24.10.03. Не согласившим с данным требованием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 1 Закон РФ "О плате за землю" использование земли является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно статье 15 указанного Закона основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Как усматривается из материалов дела, четырьмя договорами от 30.07.03 общество передало учреждению право безвозмездного срочного пользования земельными участками.
Понятие "землепользователь" дано законодателем в части 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно названной норме землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
Из приведенных положений законодательства следует, что объектом обложения земельным налогом является использование земли, а не сама земля, поэтому в данном случае обязанность по уплате земельного налога возлагается на землепользователя; землепользователем спорных земельных участков является учреждение.
В силу части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает необоснованным направление налоговым органом требования об уплате земельного налога лицу, не являющемуся налогоплательщиком. При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.02.04 и постановление апелляционной инстанции от 22.04.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-42639/03 ставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Приморскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Л.В. Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2004 г. N А56-42639/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника