Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июля 2004 г. N А13-630/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., при участии от Череповецкой городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов Галанова И.М. (доверенность от 06.01.04), рассмотрев 28.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.04.04 по делу N А13-630/04-14 (судья Виноградова Т.В.),
установил:
Череповецкая городская общественная организация Всероссийского общества инвалидов (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - Инспекция) от 29.12.03 N 17-15/191-240/187.
До принятия судом решения заявитель уточнил требования и просил признать недействительным обжалуемое решение Инспекции в части доначисления 362 892,62 руб. налога на добавленную стоимость за 2000-2002 годы, 284 821 руб. пеней, 43 273,35 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и 385 677,51 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ. Заявитель также просил уменьшить сумму штрафа с учетом смягчающих вину обстоятельств.
Решением суда от 02.04.04 заявленные Организацией требования удовлетворены частично. Решение Инспекции признано недействительным в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 126 726 руб. штрафа; предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде 1 307 755 руб. штрафа; в части доначисления 271016,27 руб. налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней. В удовлетворении остальной части требований отказано. В части налоговых санкций решение судом принято с учетом смягчающих вину налогоплательщика обстоятельств.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать Организации в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Организация необоснованно применяла в 2000 году льготу, предусмотренную подпунктом "х" пункта 1 статьи 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость". По смыслу данной нормы соответствующая льгота распространяется только на обороты по реализации организациями инвалидов товаров собственного производства, а не приобретенных от третьих лиц. Также Инспекция считает, что Общество не имеет права на налоговые вычеты, поскольку счета-фактуры выставлены с нарушением требований статьи 169 НК РФ, факт оплаты налога на добавленную стоимость поставщикам не подтвержден документально, не доказан факт оплаты счетов-фактур заявителем по квитанциям к приходно-кассовым ордерам, по которым денежные средства получены от физического лица по доверенности, не являющейся подтверждением действий физического лица от имени юридического, поскольку в платежных документах не отражено, что оплата товара произведена по доверенности. Кроме того, по мнению Инспекции, счета-фактуры, упомянутые в оспариваемом судебном акте, не представлялись налоговому органу в период проверки, в связи с чем невозможно установить подлинность указанных документов и фактическую оплату товара.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Организацией законодательства о налогах и сборах за период деятельности с 01.01.00 по 31.12.02. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 11.12.03 N 17-15/191-240 ДСП.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в нарушение пунктов 1 статей 3, 4, подпункта "х" пункта 1 статьи 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (далее - Закон "О налоге на добавленную стоимость"), подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ Организация занизила налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость в результате неправомерного отнесения к операциям, не подлежащим обложению налогом, суммы выручки, полученной от реализации приобретенных товаров, реализуемых через магазины.
Также налоговый орган установил необоснованное отнесение к операциям, не подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость, суммы выручки, полученной от реализации автомашин с ручным управлением, и непредставление налоговых деклараций за 2001-2002 годы.
Решением от 29.12.03 N 17-15/191-240/187 налоговый орган привлек Организацию, в частности, к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде 151 766,70 руб. штрафа, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ в виде 1 387 755 руб. штрафа, и доначислил 905 359,68 руб. не полностью уплаченного налога на добавленную стоимость и начислил соответствующие этой сумме налога пени.
Организация не согласилась с решением Инспекции в указанной части и обжаловала его в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего в 2000 году, от уплаты названного налога освобождаются товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50 процентов общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, вступившего в действие с 01.01.01, не подлежит налогообложению реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Из приведенных норм права следует, что до 01.01.01 от уплаты налога на добавленную стоимость освобождались и производимые и реализуемые товары, а после 01.01.01 - только товары, производимые общественными организациями инвалидов.
Таким образом, суд правильно применил приведенные нормы права и сделал обоснованный вывод о неправомерном доначислении налоговым органом Организации налога на добавленную стоимость за 2000 год, начислении соответствующих пеней и привлечении заявителя к налоговой ответственности по данному эпизоду.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация на территории Российской Федерации технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Поскольку факт реализации автомобилей с ручным управлением подтвержден материалами дела, суд правомерно признал необоснованным доначисление заявителю налога на добавленную стоимость по указанному эпизоду.
Суд признал обоснованным предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных Организацией поставщикам по счетам-фактурам от 11.05.01 N 1072, от 21.11.01 N 6384/93 (лист решения 5, второй абзац), от 30.04.02 N 411/35 и от 13.10.02 N 869/35 (лист решения 6, абзацы 5, 6). В перечисленных счетах-фактурах в графе "наименование товара" не указано наименование товара, единица его измерения, цена и количество, а имеется ссылка либо на накладные, в которых перечислены товары и не выделен НДС, либо на период, в котором производилась поставка товаров. Названные счета-фактуры подписаны за руководителя поставщика неизвестным лицом. Суд посчитал соблюденными требования пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку наименование товаров приведено в накладных.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.
Согласно подпунктам 5, 6, 7 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименования поставляемых (отгруженных) товаров и единица их измерения, количество поставляемых (отгруженных товаров), цена за единицу товара. Пунктом 6 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. В силу пункта 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, решение суда в указанной части подлежит отмене, а жалоба налогового органа - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.04.04 по делу N А13-630/04-14 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу от 29.12.03 N 17-15/191-240/187 по эпизодам предъявления к вычетам налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам N 1072, 6384/93, 411/35, 869/35.
В этой части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2004 г. N А13-630/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника