Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июля 2004 г. N А52/582/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Инвестцентр" Александровой Н.Н. (доверенность от 16.02.04),
рассмотрев 27.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.03.04 по делу N А52/582/2004/2 (судья Радионова И.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Инвестцентр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - инспекция) от 14.01.04 N 17-01/66 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 24.03.04 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 24.03.04 и в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
В обоснование жалобы инспекция ссылается на отсутствие у общества права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку товары (работы, услуги) оплачены чеками контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), в которых НДС не выделен отдельной строкой, и оплатой по приходным кассовым ордерам (без чеков ККМ).
Представитель инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 20.10.03 представило в инспекцию декларацию по НДС за III квартал 2003 года, в которой отразило объекты налогообложения и право на налоговые вычеты. В соответствии с графой 12 декларации, сумма НДС, принимаемая к вычету при исчислении НДС, составила 168 690 руб. К декларации заявитель приложил документы, обосновывающие право на налоговые вычеты, что не оспаривается ответчиком.
По результатам камеральной проверки инспекция в адрес заявителя 16.12.03 направила сообщение о выявленных нарушениях и принятом решении от 14.01.04 N 17-01/66 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 24 744 руб. за неуплату НДС по декларации за III квартал 2003 года. Кроме того, обществу предложено уплатить 134 359 руб. НДС и 5 639 руб. 06 коп. пеней.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе для осуществления производственной деятельности либо иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Общество в обоснование права на налоговый вычет представило доказательства приобретения товаров в производственных целях, оплаты и оприходования этих товаров.
Оплата товаров подтверждена чеками ККМ, в которых сумма НДС не выделена. На обратной стороне чеков сумма НДС выделена рукописно.
То обстоятельство, что в чеках ККМ сумма НДС не выделена отдельной строкой, не является основанием для отказа обществу в праве на налоговый вычет, поскольку чек ККМ является доказательством оплаты товара. В счетах-фактурах сумма НДС выделена отдельной строкой. Суммы к оплате по счетам-фактурам с учетом НДС и суммы по чекам ККМ совпадают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, в отличие от Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (ред. от 30.12.01), с 28.06.03 сфера применения ККМ более не ограничена наличными денежными расчетами непосредственно с населением (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ). Следовательно, при реализации товаров (работ, услуг) юридическим лицам за наличный расчет применение ККМ стало обязательным.
Одним из условий применения вычета по НДС является документальное подтверждение оплаты товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Вывод инспекции о том, что при наличных расчетах между юридическими лицами организация-покупатель для целей налогообложения может подтвердить оплату только наличием чека ККМ является ошибочным, поскольку на основании пункта 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40 (ред. от 26.02.96), квитанция к приходному кассовому ордеру по-прежнему является одним из документов, подтверждающих факт внесения наличных денежных средств в кассу организации-продавца.
Следовательно, организация-покупатель в отсутствие кассового чека и при наличии квитанции к приходному кассовому ордеру вправе при наличии счета-фактуры и оприходовании товара произвести вычет сумм НДС, уплаченных продавцу.
При таких обстоятельствах требования общества о признании недействительным решения Инспекции правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 24.03.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24.03.04 по делу N А52/582/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2004 г. N А52/582/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника