Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 июля 2004 г. N А52/813/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Корпусовой О.А., Блиновой Л.В., при участии от открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" Гришмановской Н.В. (доверенность от 05.01.04), Давыдычевой И.Е. (доверенность от 05.01.04), от Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации Бариновой В.В. (доверенность от 09.01.04),
рассмотрев 27.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации на решение от 15.04.04 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/813/2004/2 (судья Разливанова Т.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене пункта 2 постановления Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации (далее - управление) от 25.02.04 по делу об административном правонарушении N 40-03/239П.
Решением арбитражного суда от 15.04.04 постановление управления признано незаконным и отменено в части привлечения общества к административной ответственности в виде штрафа в сумме 1 188 768,05 руб. В остальной части постановление административного органа оставлено в силе.
В апелляционной инстанции дело не проверялось.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 15.04.04, считая, что суд неправильно применил положения законодательства, регулирующего валютные правоотношения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, а представители общества просили оставить решение арбитражного суда без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по международному контракту от 26.09.02 N 118 общество экспортировало в Латвию кабельно-проводниковую продукцию. Пунктом 2.1 контракта цена сделки определена в долларах США, а валютой платежа являются российские рубли.
В ходе камеральной проверки соблюдения обществом валютного законодательства управление выявило, что полученная по указанному контракту выручка в сумме 2 374 370,17 руб. и 138,89 долларов США зачислена на счет экспортера с нарушением 90-дневного срока, установленного для исполнения текущих валютных операций, при отсутствии разрешения Минфина Российской Федерации на отсрочку платежа. Посчитав, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, управление приняло постановление от 25.02.04 N 40-03/239П, согласно пункту 2 которого общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
Пунктом 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что осуществление валютных операций без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа. Кассационная инстанция считает ошибочным вывод административного органа о том, что разрешение Минфина России требуется на отсрочку платежей, которые производятся в российских рублях.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, заключается в совершении незаконной валютной операции, то есть в деятельности, связанной с валютой или валютными ценностями, без законных оснований, в частности - в осуществлении валютной операции без специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1) к валютным операциям относятся: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации. В пункте 8 статьи 1 Закона N 3615-1 указано, что операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Следовательно, операции между резидентами и нерезидентами в российских рублях относящиеся в контексте данного Закона к валютным, не квалифицируются ни как текущие валютные операции, ни как валютные операции, связанные с движением капитала. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 3615-1 расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Порядок осуществления таких расчетов определяется Инструкцией Банка России от 12.10.2000 N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по этим счетам". Указанный нормативный акт не предусматривает ограничений по срокам проведения расчетов в валюте Российской Федерации за импортируемые товары и не устанавливает соответствующих требований при просрочке платежей в российской валюте.
На основании вышеизложенного кассационная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что правило о необходимости получения разрешения Минфина России на отсрочку получения валютной выручки не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с просрочкой иностранными покупателями платежей в российских рублях, если по условиям контракта предусмотрены расчеты за экспортируемые товары в валюте Российской Федерации.
Следовательно, в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает его привлечение к административной ответственности.
С учетом изложенного основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 15.04.04 по делу N А52/813/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
Л.В. Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2004 г. N А52/813/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника