Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июля 2004 г. N А21-731/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 26.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.03.2004 по делу N А21-731/04-С1,
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Калининградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с администрации Балтийского городского округа (далее - Администрация) 21 149 руб. штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 25.03.2004 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Администрацией налогового законодательства: правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет единого социального налога и подоходного налога (налога на доходы) с физических лиц за период с 01.01.2000 по 30.04.2003.
В ходе проверки Инспекция установила, что Администрация в течение 2002 года и пяти месяцев 2003 не исчисляла и не удерживала налог с доходов физических лиц - с ежемесячных выплат депутатам. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 29.08.2003 и принял решение от 02.10.2003 N 424 о привлечении Администрации к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 21 149 руб. штрафа.
В связи с неисполнением Администрацией требования об уплате штрафа, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
В статье 7 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) указано на то, что местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление (представительный орган) состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 15 Закона N 154-ФЗ). Срок полномочий депутата не может быть меньше двух лет (статья 18 Закона N 154-ФЗ).
Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются субъектами Российской Федерации (статья 18 Закона N 154-ФЗ).
Решениями Совета депутатов Балтийского городского округа от 31.10.2002 N 120 и от 10.01.2003 N 11 установлены компенсационные выплаты депутатам для возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью. Пунктом 4 Положения о компенсационных выплатах и социальных гарантиях депутатам Совета депутатов Балтийского округа, утвержденного решением Совета депутатов Балтийского городского округа от 31.10.2002 N 119, депутату Совета, работающему не непостоянной основе устанавливаются компенсационные выплаты для возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, которые не облагаются подоходным налогом.
Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации подоходный налог с физических лиц (налог на доходы) относится к федеральному налогу.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации (статья 207 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 209 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Освобождение от налогообложения компенсационных выплат, связанных с депутатской деятельностью депутата, работающего на непостоянной основе, данной нормой не предусмотрено.
Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей предусмотренной настоящей статьей. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214-1, 227 и 228 настоящего Кодекса.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено исключений в виде освобождения от обложения налогом на доходы компенсационных выплат депутатам.
Согласно части 3 статьи 23 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.
Учитывая, что факт совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, судом установлен, налоговая инспекция правомерно привлекла Администрацию к ответственности за невыполнение обязанности налогового агента, в связи с чем решение суда следует отменить, а заявление - удовлетворить.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.03.2004 по делу N А21-731/04-С1 отменить.
Взыскать с администрации Балтийского городского округа в доход бюджета 21 149 руб. штрафа и в доход федерального бюджета 1 418 руб. 94 коп. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2004 г. N А21-731/04-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника