Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июля 2004 г. N А26-5247/03-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аникей Люкс" Устинова И.А. (доверенность от 02.03.2004),
рассмотрев 13.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аникей Люкс" на решение от 12.02.2004 (судья Карпова В.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2004 (судьи Тойвонен И.Ю., Кудрявцева Н.И., Тимошенко А.С.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5247/03-19,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аникей Люкс" (далее - ООО "Аникей Люкс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному унитарному предприятию Республики Карелия "Лестоппром" (далее - Предприятие), Региональной энергетической комиссии Республики Карелия (далее - РЭК) и Государственному комитету Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Комитет) о взыскании с учетом уменьшения суммы иска 1 856 827 руб. 34 коп. задолженности за поставку каменного угля.
Решением от 12.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2004, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Аникей Люкс" просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение, удовлетворив его исковые требования.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы материального права.
Предприятие, РЭК и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 05.06.2001 N 105-П установлены объемы потребности завоза топлива для обеспечения тепловой энергией жилого фонда и объектов социальной сферы Республики Карелия в отопительный сезон 2000-2001 годов г., в целях оказания государственной поддержки органам местного самоуправления.
Объемы потребности завоза топлива отражены в приложении N 1, объемы финансирования централизованных поставок топлива - в приложении N 2. Органам местного самоуправления рекомендовано предусмотреть частичную оплату поставляемого в районы топлива за счет местных бюджетов.
Приложением N 2 установлена общая потребность районов республики в финансовых средствах для обеспечения завоза топлива. Лимиты финансовой помощи районов за счет средств Фонда финансовой поддержки местных бюджетов (далее - Фонд) установлены в размере 100 000 тыс. руб., рекомендованные объемы финансирования завоза топлива за счет местных бюджетов - 69 631 тыс. руб.
Контроль за соблюдением объемов поставок топлива был возложен на РЭК, объемов финансирования за счет средств Фонда - на Министерство финансов Республики Карелия.
В соответствии с соглашением, подписанным между РЭК и Предприятием, последнему передавались функции по заключению договоров с покупателями и поставщиками топлива, выигравшими конкурс на размещение заказов. Оплата поставок топлива должна была производиться на основе документов, подтверждающих получение топлива покупателями, в соответствии с порядком, определяемым постановлением Правительства Республики Карелия, и в пределах объемов финансирования, предусмотренных тем же постановлением.
Между Предприятием и ООО "Аникей Люкс" 16.06.2001 заключен договор N 291/0106-1КУ.
По мнению кассационной инстанции, суд пришел к правильному выводу о том, что данный договор заключался с целью упорядочения отношений с поставщиком топлива и оказания ему содействия в организации поставок и является по своей правовой природе договором комиссии.
Доводам ООО "Аникей Люкс" о том, что условия данного договора свидетельствуют о его смешанном характере, дана надлежащая оценка судами обеих инстанций, которую кассационная инстанция находит обоснованной.
Из условий рассматриваемого договора не следует, что Предприятие является получателем топлива, поставляемого истцом для государственных нужд. В рамках данного договора Предприятие не брало на себя обязательств перед комитентом за действия третьих лиц. Как правильно отметил суд, истец до заключения договора знал, кто будет покупателем товара.
Судом правомерно отмечено, что подписание Предприятием актов сверок расчетов свидетельствует не о признании им своей задолженности, а служит подтверждением арифметических расчетов, связанных с определением объемов поставок, полученными истцом платежами и фиксированием оставшейся задолженности, образовавшейся в связи с ненадлежащим выполнением покупателями продукции своих обязательств перед комиссионером. Данное обстоятельство подтверждается фактом перечисления из Фонда денежной суммы, соответствующей предъявленным в управомоченные органы документам, и сведениями комиссионера о наличии претензий имущественного характера к администрациям местного самоуправления ряда районов республики.
С учетом характера взаимоотношений, сложившихся между сторонами, фактического выполнения государственными органами своих функций по перечислению денежных средств поставщикам (в том числе и ООО "Аникей Люкс") в пределах установленных лимитов на основе представленной документации с использованием средств Фонда, а также того обстоятельства, что названные функции не порождали обязательственных отношений с ООО "Аникей Люкс" применительно к поставкам товаров для государственных нужд, суд правомерно не нашел оснований для удовлетворения иска за счет привлеченных к участию в деле в качестве ответчиков лиц.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 12.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5247/03-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аникей Люкс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2004 г. N А26-5247/03-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника