Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июня 2003 г. N А66-539-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В. и Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Нелидовский машиностроительный завод" Фирсова В.Л. (доверенность от 09.06.03 N 149) и Еламковой Г.С. (доверенность от 09.06.03 N 148),
рассмотрев 10.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.02.03 по делу N А66-539-03 (судья Перкина В.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Нелидовский машиностроительный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Тверской области (далее - Инспекция, ИМНС) от 14.01.03 N 111 и N 143 об отказе в сохранении права общества на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, по начисленным пеням и штрафам.
Решением суда от 19.02.03 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решения вынесены налоговым органом в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и не подлежат отмене, поскольку на момент их вынесения у общества имелась задолженность по пеням.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, представителя для участия в судебном заседании не направила, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как видно из материалов дела, Инспекция решениями от 16.10.01 N 8 и от 09.01.02 N 6 предоставила обществу право на реструктуризацию 2882 тыс. руб. задолженности по налогам и сборам, 3804 тыс. руб. по начисленным на них пеням и штрафам, 769 тыс. руб. задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и 2393 тыс. руб. по начисленным по ним пеням и штрафам.
В связи с наличием задолженности на 01.07.02 по уплате платежей, установленных графиком, текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, решениями от 31.07.02 N 90 и N 138 прекращено действие решений от 16.10.01 N 8 и от 09.01.02 N 6 о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, начисленным на них пеням и штрафам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и начисленным по ним пеням и штрафам.
Общество 30.12.02 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о сохранении за ним права на реструктуризацию задолженности в соответствии с пунктом 3 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок реструктуризации N 1002), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.99 N 1462, от 23.05.01 N 410, от 23.10.01 N 742, от 21.02.02 N 123, от 23.10.02 N 768, от 11.11.02 N 818), и Порядком проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.01 N 699 (далее - Порядок проведения реструктуризации N 699).
Решениями от 14.01.03 N 111 и N 143 Инспекция отказала обществу в сохранении права на реструктуризацию указанных задолженностей в связи с наличием у налогоплательщика на момент вынесения решений задолженности по пеням, начисленным за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушений условий реструктуризации.
Не согласившись с решениями Инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
В соответствии с Порядком реструктуризации N 1002, а также Порядком проведения реструктуризации N 699 реструктуризации подлежат задолженности по налогам и сборам, по начисленным пеням и штрафам по ним, а также задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по данным учета налоговых органов. Задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.
Согласно пункту 7 Порядка реструктуризации N 1002 организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.
Согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации N 699 организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу).
Право на реструктуризацию сохраняется для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято с 1 января по 1 ноября 2002 года, по ее заявлению, поданному до 31 декабря 2002 года, и для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 года, по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед (пункт 7 Порядка реструктуризации N 1002 и пункт 5 Порядка проведения реструктуризации N 699 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818).
Таким образом, право на реструктуризацию сохраняется при условии уплаты организацией:
- текущих налоговых платежей;
- средств в погашение реструктурируемой задолженности в соответствии с утвержденным графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации;
- досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.
Материалами дела установлено, что общество нарушило сроки уплаты задолженности согласно графику на 01.07.02. Вместе с тем судом первой инстанции сделан вывод, что на момент вынесения оспариваемых решений общество погасило задолженность по платежам, установленным графиком, задолженности по текущим платежам не имело, кроме того, общество досрочно выполнило график за 1-й квартал 2003 года. Следовательно, у Инспекции не было оснований для отказа в сохранении права заявителя на реструктуризацию по налогам, сборам, страховым взносам и начисленным по ним пеням и штрафам.
Однако суд первой инстанции не дал оценку доводу налогового органа о том, что общество не уплатило пени, начисленные за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации. Суд не исследовал и не дал правовой оценки актам сверки расчетов по состоянию на 01.02.03 (листы дела 23, 24), подписанным обеими сторонами по данному делу, из которых усматривается наличие задолженности общества по уплате пеней.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене как принятое по неполно исследованным материалам дела и неполно выясненным, имеющим значение для дела обстоятельствам, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела довод налогового органа должен быть проверен, указанные доказательства исследованы и оценены судом.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.02.03 по делу N А66-539-03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2003 г. N А66-539-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника