Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 августа 2004 г. N А05-13342/03-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Н.Г., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 03.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 31.05.2004 по делу N А05-13342/03-26 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Скворцов В.В.),
установил:
Социальная благотворительная некоммерческая организация "Фонд социальной поддержки моряков" (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 10.11.2003 N 17-23/23469 о восстановлении 462 034 руб. налога на прибыль за 2002 год.
Решением суда от 06.02.2004 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения налогового органа по восстановлению 32 591 руб. налога на прибыль.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2004 решение суда отменено, решение налогового органа признано недействительным полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм Закона Российской Федерации от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон о благотворительности), статей 246, 247, 252, 251, 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) просит отменить судебные акты и в заявлении отказать.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации, представленной фондом за 2002 год по налогу на прибыль, о чем составила акт от 29.09.2003 N 17-23/3141к.
Из акта проверки следует, что в представленной уточненной декларации показан убыток в размере 8 851 418 руб., который образовался в результате включения в Приложение N 7 к Листу 02 по строке "Прочие внереализационные расходы и убытки, приравненные к внереализационным расходам", 7 923 932 руб. благотворительной помощи, 613 800 руб. расходов на зарплату, 177 888 руб. отчислений на социальной нужды, 135 798 руб. прочих расходов. По мнению налоговой инспекции эти расходы не могут быть отнесены к внереализационным, так как не поименованы в статье 265 НК РФ.
Рассмотрев материалы проверки и возражения фонда по акту проверки, налоговая инспекция вынесла решение от 10.11.2003 N 17-23/23495 о восстановлении 462 034 руб. налога на прибыль за 2002 год, поскольку не приняла расходы на благотворительную помощь (7 923 932 руб.) и на содержание некоммерческой организации (927 486 руб.).
Суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа в части восстановления 32 591 руб. налога на прибыль по эпизоду непринятия к расходам 135 798 руб. прочих расходов, так как налоговая инспекция не доказала законность и обоснованность своего решения в этой части.
Суд апелляционной инстанции признал решение налогового органа недействительным полностью, указав, что все денежные средства, получаемые фондом, расходуются им в целях благотворительности.
Суд кассационной инстанции считает вывод апелляционной инстанции ошибочным, а решение суда законным и обоснованным.
Согласно статье 1 Закона о благотворительной деятельности под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (статья 6 Закона).
Согласно статье 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль являются российские организации.
Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (статья 247 НК РФ).
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
В соответствии со статьей 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются с расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ.
Статьей 251 пунктом 2 определено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Кроме того, расходы на благотворительную помощь, на зарплату и социальные нужды не поименованы в составе внереализационных расходов в статье 265 НК РФ.
В материалах дела отсутствуют сведения о ведении фондом раздельного учета.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что налоговая инспекция обоснованно не приняла внереализационные расходы фонда по благотворительной помощи, зарплате и отчисления на социальные нужды.
Правильным является и вывод суда в части признания недействительным решения налогового органа по прочим расходам. Налоговая инспекция не представила доказательств, обосновывающих правомерность исключения из состава внереализационных расходов 135 798 руб. прочих расходов, что противоречит статье 101 НК РФ.
При указанных обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда следует оставить в силе.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 31.05.2004 по делу N А05-13342/03-26 отменить.
Решение суда от 06.02.2004 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с Социальной благотворительной некоммерческой организации "Фонд социальной поддержки моряков" 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2004 г. N А05-13342/03-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника