Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 августа 2004 г. N А44-979/04-С9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Солнце" Афанасьева К.Н. (доверенность от 25.05.2004),
рассмотрев 02.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чудовскому району Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.04.2004 по делу N А44-979/04-С9 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Солнце" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чудовскому району Новгородской области (далее - налоговая инспекция) от 12.01.2004 N 11 и бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате 101 416 руб. 57 коп. излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах налога с владельцев транспортных средств.
Решением суда первой инстанции от 09.04.2004 требования Общества удовлетворены в полном объеме. Суд также обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и от 04.12.2000.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 09.04.2004 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество, являясь плательщиком налога с владельцев транспортных средств, в 2000-2002 годах перечислило в бюджет 235 554 руб. 25 коп. указанного налога. При исчислении налога заявитель применял налоговые ставки, установленные статьей 1 Областного закона Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" (далее - Закон Новгородской области), которые превышали ставки, установленные Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах").
Общество в октябре 2003 года обратилось в налоговую инспекцию с заявлением N 5/981 о возврате на его расчетный счет либо зачислении в счет недоимки по другим налогам 187 043 руб. 75 коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств. Вместе с заявлением налогоплательщик 14.10.2003 представил также уточненные декларации по этому налогу за 2000-2002 годы, рассчитанному в соответствии со статьей 6 Закона "О дорожных фондах".
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных измененных Обществом деклараций, о чем составила акт от 23.12.2003 N 476. На основании результатов проверки налоговая инспекция произвела зачет налога с владельцев транспортных средств только за 2002 год в размере 85 627 руб. и вынесла решение от 12.01.2004 N 11, которым доначислила 101 416 руб. 75 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2000-2001 годы.
По мнению налогового органа, решения и определения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу после их провозглашения и обратной силы не имеют. Налоговый орган указал на то, что правоотношения по исчислению и уплате Обществом налога с владельцев автотранспортных средств за 2000-2002 годы окончены до даты вступления в действие определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, в связи с чем налог уплачен в соответствии с действовавшим в тот период законодательством.
Общество не согласилось с таким выводом налоговой инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, в соответствии с которым признано неконституционным положение пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", предусматривающее возможность установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом "О дорожных фондах". Таким образом, налогоплательщик полагает, что суммы налога с владельцев транспортных средств, излишне уплаченные в связи с исчислением данного налога на основании повышенных ставок, введенных Областным законом Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств", подлежат возврату.
Суд первой инстанции на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации удовлетворил требования заявителя, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
В пункте 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Новгородской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом "О дорожных фондах", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами,
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001 положения Закона "О дорожных фондах" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
Поэтому кассационная инстанция считает несостоятельным довод налоговой инспекции о том, что указанные положения Закона "О дорожных фондах" не применяются только с момента провозглашения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О (с 10.04.02).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 05.04.2004 законным, а жалобу налоговой инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.04.2004 по делу N А44-979/04-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чудовскому району Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 5 ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 N1759-1 "О дорожных фондах в РФ" предусмотрена возможность устанавливать областными законами ставки налога с владельцев транспортных средств в повышенных размерах по сравнению со ставками, установленными федеральным законом.
Определением Конституционного Суда РФ от 10.04.2002г. N104-0 указанная норма признана утратившей силу и не подлежащей применению как аналогичная нормам, признанным неконституционными в постановлениях Конституционного Суда РФ от 08.10.1997, от 11.11.1997, 30.01.2001.
Общество уплачивало налог с владельцев транспортных средств по ставкам, установленным областным законом, размер которых превышал ставки, установленные федеральным законом.
В связи с этим при рассмотрении данного дела подлежал рассмотрению вопрос о том, с какого времени повышенные ставки налога не должны применяться.
Положение любого нормативного акта, признанное неконституционным, не подлежит применению. Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом РФ постановления от 08.10.1997г., налог с владельцев транспортных средств по ставкам, размер которых превышает установленные федеральным законом, взиматься не должен.
Довод налогового органа о том, что п. 5 ст. 6 Федерального закона N 1759-1 не подлежит применению только с момента провозглашения Определения Конституционного Суда РФ от 10.04.2002, признан судом несостоятельным.
Учитывая вышеизложенное, излишне уплаченные по повышенным ставкам суммы налога с владельцев транспортных средств подлежат возврату налогоплательщику.
Поддерживая позицию общества, суд оставил в силе состоявшееся по делу решение, а в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2004 г. N А44-979/04-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника