Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июля 2004 г. N А05-9973/03-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 17.12.2003),
рассмотрев 27.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 15.04.2004 по делу N А05-9973/03-17 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.),
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Золотица" обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице финансово-казначейского управления (далее - МО "Город Архангельск") о взыскании (с учетом уменьшения размера исковых требований) 10 696 руб. 16 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам 50 - процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг за период с сентября 2000 по 31 декабря 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Архангельской области от 22.01.1998 N 54-13-03 "О социальной защите инвалидов".
Решением от 05.02.2004 исковые требования удовлетворены путем взыскания с МО "Город Архангельск" за счет его казны 9520 руб. 56 коп., с Архангельской области за счет ее казны 1175 руб. 60 коп. В удовлетворении иска к Российской Федерации отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2004 решение отменено в части взыскания 9520 руб. 56 коп. с МО "Город Архангельск". Данная денежная сумма взыскана с Российской Федерации за счет ее казны.
В кассационной жалобе Минфин просит постановление апелляционной инстанции отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Податель жалобы утверждает следующее:
- Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства, поскольку перечислила Архангельской области все денежные средства, предусмотренные Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год";
- судом необоснованно взыскана сумма налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 1587 руб. 07 коп., включенная в размер иска.
Жилищно-строительный кооператив "Золотица", будучи уведомленным с времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, истцом с сентября 2000 по 31 декабря 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Архангельской области "О социальной защите инвалидов" были предоставлены льготы инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 10 696 руб. 16 коп. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В силу статьи 5 названного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Суд, проанализировав Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, федеральные законы о бюджетах на 2000, 2001, 2002 годы, акты проверок Счетной палатой Российской Федерации использования средств Фонда компенсаций, выделенных из федерального бюджета бюджету Архангельской области, пришел к правильному выводу, что компенсация расходов истца по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должна быть произведена за счет казны Российской Федерации.
Судом кассационной инстанции не может быть принято утверждение Минфина о том, что он сбои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, поскольку им не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере.
Вместе с тем кассационная инстанция согласна с доводами подателя жалобы о неправомерности взыскания налога на добавленную стоимость.
Пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет объекты налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного выплачивать ее государственного органа, объектом налогообложения не является. Следовательно, размер взыскиваемой суммы должен быть уменьшен на сумму, составляющую размер налога на добавленную стоимость.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 15.04.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9973/03-17 отменить в части взыскания с Российской Федераций" в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет ее казны 1587 руб. 07 коп. В иске в этой части отказать.
В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2004 г. N А05-9973/03-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника