Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 августа 2004 г. N А26-2405/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Казанцевой Р.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от Управления МНС Тишиной Т.А. (доверенность от 10.02.2004 N 07-08/1762),
рассмотрев 28.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Тыркова Андрея Николаевича на решение от 14.04.2004 (судья Петров А.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 27.05.2004 (судьи Переплеснин О.Б., Зинькуева И.А., Морозова H.А.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2405/04-21,
установил:
Предприниматель Тырков Андрей Николаевич обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия (далее - Управление МНС) от 11.03.2004 N 177 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.05.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Тырков А.Н., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные им требования.
В судебном заседании представитель Управления МНС возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая вынесенные по делу судебные акты правомерными.
Предприниматель Тырков А.Н. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением МНС проведена проверка соблюдения предпринимателем Тырковым А.Н. требований Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По результатам проверки оформлен акт от 27.01.2004 N 000001 и составлен протокол об административном правонарушении от 03.03.2004 N 17-09/1-2 при участии от предпринимателя Тыркова А.Н. Афанасьевой Е.Г., действующей на основании доверенности от 06.02.2004. В названных документах зафиксирован факт осуществления водителем расчетов с пассажиром за проезд в автобусе малого класса ГАЗ-322132 по маршруту N 36 без выдачи проездного билета и без применения контрольно-кассовой машины. Перевозка пассажиров осуществлялась на основании лицензии, выданной предпринимателю Тыркову А.Н.
Постановлением Инспекции от 11.03.2004 N 177 предприниматель Тырков А.Н. привлечен к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Считая, что указанное постановление Инспекции является незаконным, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив факт совершения предпринимателем Тырковым А.Н. административного правонарушения, отклонили его довод о том, что протокол об административном правонарушении, подписанный представителем по доверенности, составлен с нарушением статьи 28.2 КоАП РФ.
Кассационная инстанция не согласна сданным выводом суда.
Согласно пунктам 3 - 6 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В данном случае протокол подписан не самим предпринимателем, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а его представителем, действующим по доверенности, и поэтому он не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего совершение административного правонарушения.
Тот факт, что Тырков А.Н. не явился в Инспекцию лично, а направил своего представителя Афанасьеву Е.Г., не мог служить основанием для составления протокола с ее участием.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования предпринимателя Тыркова А.Н. - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.05.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2405/04-21 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия от 11.03.2004 N 177 о привлечении к административной ответственности предпринимателя Тыркова Андрея Николаевича.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2004 г. N А26-2405/04-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника